МегаФон, РФПИ, Alibaba Group и Mail.Ru Group создадут новое совместное предприятие (СП). Таким образом, на российском рынке e-commerce появится мощный игрок. Alibaba станет основным владельцем с 48% акций.
Корпорация Alibaba Group планирует создание совместного предприятия в сфере электронной коммерции с Mail.Ru Group, МегаФоном и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ).Как было объявлено на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, организации уже пришли к договоренностям и станут равными стратегическими партнерами.
Стратегия МегаФон
Как сообщили партнеры, совместное предприятие будет называться AliExpress Russia. Основным владельцем новой компании с 48% акций станет Alibaba Group. У МегаФона будет 24%, у Mail.Ru Group — 15%, у РФПИ — 13%.
Что вносят стороны и на каких условиях:
- Alibaba Group передаст в СП свой бизнес в России — AliExpress и Tmall, а также денежные средства.
- РФПИ будет вносить денежные средства (до $300 млн) в обмен на долю в СП.
- МегаФон передаст Alibaba Group свои 10% акций в Mail.Ru Group в обмен на 24% акций AliExpress Russia.
- Mail.Ru Group внесет денежные средства, а также свой маркетплейс китайских товаров Pandao.
Что выигрывает Alibaba Group
«Российская экономика не в лучшем состоянии сейчас. Значит, самое время выходить на рынок», — рассказывал в 2015 году основатель Alibaba Group Джек Ма.
В этом же году и состоялся его первый официальный визит в Россию и встреча с российским президентом Владимиром Путиным. Вскоре после визита началось первое публичное обсуждение возможного сотрудничества с Россией. Г-н Ма поддержал инициативу Путина создать совместную интернет-платформу.
«Мы считаем, что необходимо помочь малым и средним [российским] предприятиям развивать их деятельность, — заявлял китайский бизнесмен. — Мы надеемся принять активное участие в развитии российской инфраструктуры для электронной торговли».
После таких заявлений Alibaba создала на своей платформе специальный раздел для российских производителей. Однако проект был вскоре закрыли за отсутствием спроса.
В 2017-м Сбербанк также выступал в числе возможных партнеров Alibaba в России. Российский банк спустя несколько месяцев переговоров выбрал «альтернативный китайскому сценарию» вариант. Сбербанк инвестировал в проект с «Яндекс.Маркет». В сотрудничестве с Alibaba Group был условный «риск национальной безопасности». Из-за того, что стратегический, «но все же иностранный инвестор» получил бы доступ «к крупнейшей инфраструктуре государственного банка».
Российская аудитория
Китайского инвестора в сотрудничестве с Mail.Ru Group интересует, прежде всего, «доступ к цифровым данным и аудитории», полагает один из источников, знакомый со стратегией китайского холдинга. Эксперт рынка электронной коммерции Алексей Петровский считает, что для успеха маркетплейса он должен включать четыре компонента: финансовый институт, логистику, трафик и онлайн-витрину товара.
«У Alibaba в России все хорошо: есть логистические решения, большая аудитория. Но, объективно, может не хватать «цифр» о самой активной ее части. Например, о тех же пользователях соцсетей», — рассуждает один из источников.
Например, по данным Mediascope, российская аудитория ВКонтакте только на мобильных устройствах в мае этого года составила 15,5 млн человек. На стационарных ПК — 10,7 млн человек. Для сравнения, у Одноклассников эти цифры 4,1 млн и 4,8 млн человек. Также у Mail.Ru есть и другие проекты, доля мобильных пользователей в которых — 6 млн человек в мобильных приложениях и 10 млн человек на стационарных компьютерах и ноутбуках.
Как сообщили представители компаний, благодаря такому партнерству AliExpress Russia получит доступ к 100-миллионной аудитории Mail.Ru Group в соцсетях, мессенджерах, электронной почте и онлайн-играх.
«Имея доступ к этой уникальной платформе и аудитории, СП получит возможность занять значимое место в цепочке ценностей образа жизни российских потребителей, создав единую платформу для социальной коммуникации, игр и покупок», — говорят участники СП.
Президент B2B-направления Alibaba Group Труди Дай после подписания соглашения отдельно подчеркнула, что «совместными усилиями компании смогут способствовать выходу российских игроков на новый уровень и глобальные рынки».
«Доступ российских компаний на новые рынки — это только начало. В будущем Alibaba поможет малому и среднему бизнесу участвовать в реализации стратегии глобализации, включая упрощение системы продаж, закупок, логистики и платежей. В ближайшие месяцы первым этапом может стать глобализация более сотни российских брендов. И платформой для этого выступит AliExpress», — прокомментировала соглашение Труди Дай.
Выгоды от СП Mail.Ru Group и МегаФона
Корпорация Alibaba Group уже приносила Алишеру Усманову, бенефициару Mail.Ru Group и МегаФона, «более чем 500% доходности». Об этом сообщал ранее сам бизнесмен, который владел до 2016 года «небольшой, но достаточно большой [для Alibaba] долей». Однако он все же вышел из актива.
«Все наши инвестиции в китайские активы можно разделить на стратегические и финансовые. Мы выходим из компании на высоком уровне. Мы увеличили первоначальные инвестиции в пять-шесть раз», — говорил Усманов.
Таким образом, очевидно, что МегаФон стремится выйти далеко за рамки телекома. Ранее компания сделала делистинг с лондонской биржи и выкупила собственные акции. Этот важный стратегический шаг позволил оператору быть независимым от рисков инвесторов. Теперь МегаФон смело инвестирует в другие проекты. Напрмер: «МегаФон.Путешествия» совместно с Авиасейлс, «МегаФон.Банк» (банк Раунд) и «МегаФон.Юридические услуги».
Одним из ключевых вопросов для обсуждения между партнерами остается внесение Pandao в СП. Поскольку торговая платформа является фактическим конкурентом AliExpress. Pandao запустили в конце 2017 года и работает сайт по аналогии с китайской платформой. Продвижение этого проекта обошлось Mail.Ru Group весьма недешево. Согласно итогам прошлого года, интернет-холдинг занял 24-е место в рейтинге крупнейших рекламодателей в России. В то время как по итогам 2016-го компания занимала только 127-е место. Такой резкий рост расходов был связан в том числе с появлением Pandao.
Участие Российского фонда прямых инвестиций
Летом 2017 глава РФПИ Кирилл Дмитриев сообщал, что фонд рассматривает партнерство с Alibaba Group. На встрече с Владимиром Путиным Дмитриев пообещал совместные «инвестиции c компанией Alibaba в логистическую инфраструктуру интернета в России».
Также он отметил, что РФПИ расширяет инвестиции в технологический сектор. Он создал для этого структуру «РФПИ технологии».
«Мы пригласили ведущих партнеров из Китая, Японии, Сингапура, Европы, Арабских Эмиратов. Они вместе с нами будут инвестировать в технологические проекты в рамках вашей инициативы по цифровой экономике, — рассказал Дмитриев. — Инвестиции в СП являются примером лидерства РФПИ в цифровой трансформации России. Мы надеемся, что СП станет бесспорным лидером в российской электронной коммерции», — отмечает он.
Есть ли будущее у СП
«У сторон по-прежнему много вопросов для согласования, все находится в процессе обсуждения. Есть ряд принципиальных моментов, о которых стороны пока не договорились. Это и конкуренция между активами, и уровень доступа китайцев к инфраструктуре, и многое другое», — сообщают источники, близкие к партнерам.
Алексей Петровский утверждает, что создание нового СП не сильно повлияет на расстановку сил на рынке. По крайней мере, до конца года каких-то изменений ждать не стоит.
«Возможно, речь идет о переупаковке существующих активов, а не о создании новой сущности», — говорит он.
Эксперт рассуждает, что пока не ясно, какую роль в этом СП будет играть РФПИ. Не исключено, что этот альянс может быть нацелен и на экспорт отечественных товаров через каналы электронной коммерции. Однако и это направление не будет реализовано оперативно.
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов находит сотрудничество российской компании в сфере электронной коммерции с Alibaba Group выгодным для российского рынка.
«Кросс-бордер позволяет легче вовлекать покупателя в онлайн-покупки благодаря тому, что средний чек не превышает $10. Человек, который никогда ничего не покупал в интернет-магазинах, часто не готов потратить сразу несколько тысяч. А в российских магазинах средний чек составляет 3 тыс. руб. Поэтому ему проще начать с пары долларов и постепенно увеличивать эту сумму, привыкая к онлайн-покупкам. По нашим данным, в 2016 году 92% новых покупателей приходили на российский онлайн-рынок именно через кросс-бордер», — говорит Иванов.
Он отметил тенденцию к замедлению роста количества покупателей в онлайне в последние два года. По словам эксперта, AliExpress Russia сможет «расшевелить» рынок.
Фото: Unsplash.