В национальной программе «Цифровая экономика» может появиться положение, которое даст право пользователям получать вознаграждение «на личных данных». Это компенсация за то, что компании собирают и используют информацию о пользователях. По мнению властей, это ускорит развитие рынка торговли данными.
На личных данных можно заработать
Системы поощрения пользователей за сбор и использование информации уже есть в плане мероприятий нацпрограммы «Цифровая экономика». Об этом рассказал директор направления «Нормативное регулирование» АНО Дмитрий Тер-Степанов. Он отмечает, что правовой режим монетизации пользовательских данных может быть похож на регулирование интеллектуальной собственности. Эксперт сравнивает это с тем, что «авторы получают блага от использования своих произведений» третьими лицами.
Во время выступления на ноябрьском форуме «Кибербезопасность. Защита персональных данных», организованного Ведомостями, Тер-Степанов говорил, что концепция регулирования данных должна быть разработана до конца этого года.
По его словам, сейчас рабочая группа обсуждает основные положения текста будущей концепции. В каком именно виде будут получать поощрение пользователи (денежное вознаграждение, бонусы, скидки или что-то другое), решит бизнес-сообщество при участии представителей государства.
Как законодательство регулирует оборот данных о пользователях сегодня
Пока что в России существует закон, который регулирует только оборот персональных данных. То есть, по сути, только информацию, которую можно соотнести с конкретным физическим лицом. Советник практики разрешения споров и информационных технологий Bryan Cave Leighton Paisner Russia LLP Наталья Беломестнова отмечает, что одним из основных ограничителей, сдерживающих свободный оборот персональных данных в действующем законодательстве, является требование согласия субъекта на обработку такой информации. Оно должно быть конкретным, информированным и сознательным. Любая возможность передачи данных третьему лицу и цели такой передачи также должны быть донесены до пользователя.
«При этом судебная практика и практика Роскомнадзора исходят из того, что нельзя включать в согласие излишне широкие формулировки (например, передача данных «любым третьим лицам для любых целей»). Потому что в этом случае согласие человека не будет ни конкретным, ни информированным, ни сознательным», — пояснила юрист.
Роскомнадзор заявлял, что к персональным нужно отнести большие пользовательские данные. Это информация о пользователях, которая не позволяет идентифицировать конкретного человека, однако дает возможность проанализировать его поведение. На данном этапе участники рынка и представители власти обсуждают необходимость регулирования больших пользовательские данных так же, как большие данные (big data, большие объемы обезличенной информации).
«Сейчас в России нет рынка персональных данных. Есть только теневой рынок, о механизмах которого точно ничего не известно», — считает сооснователь маркетинговой платформы CallToVisit Дмитрий Егоров.
По словам гендиректора оператора по обработке персональных данных «Система управления идентификацией» (бренд IDX) Светланы Беловой, в России законодательно не прописана обязанность оператора персональных данных передавать хранящуюся у него информацию о пользователе самому пользователю.
«Следовательно, человек не знает, какие данные о нем хранятся у оператора. Представители бизнеса, которые заинтересованы в этой информации, также не знают, что именно хранится у оператора. И насколько эта информация достоверна», — говорит она.
Как продают данные
Основным источником информации о пользователях сейчас являются информационные брокеры. Крупнейшие из них — Acxiom и Oracle. Они десятилетиями собирали персональную информацию из публичных источников. Как нецифровых (справочники, криминальные сводки, опросы), так и цифровых (соцсети, сервисы для покупок, телемедицина и др.).
Все пользовательские данные хранят в виде уникального анонимного ID. Он связан с номером телефона, электронной почтой пользователя, IP-адресом, геолокацией, cookie, ID устройств, которыми он пользуется. Заказчик может дать брокеру электронную почту потребителя. По ней второй может предоставить информацию о владельце этого адреса.
Как правило, такая информация содержит: пол, возраст, увлечения и прочие данные о владельце ящика. Пока к этому методу прибегают для таргетирования рекламы и скоринга — проверки заемщиков банков и клиентов страховых компаний.
Кому нужны обезличенные данные
Обезличенную информацию используют телекоммуникационные компании. Например, для оказания услуги геоаналитики. С ее помощью они могут подсказать заинтересованной компании наиболее удачное место для размещения торговой точки. ВымпелКом на обработке больших данных заработал почти 200 млн руб. в период с января по сентябрь 2018 года.
Операторы кассового оборудования тоже собирают данные о покупках. И, конечно, готовы продавать аналитику на основе этих данных.
Сколько стоят личные данные
Поштучно такие данные не продают. Данные о возрасте, поле, семье, покупательских привычках и даже о состоянии здоровья в перерасчете на человека стоят дешево. Financial Times проанализировали рынок данных и выяснили, что общие данные о тысяче пользователей стоят около $0,5. В то время как полная информация о человеке, собранная оператором по обработке персональных данных, может продаваться за $1. В то же время стартапы, которые хотят стать маркетплейсами для пользовательских личных данных, утверждают, что информация об одном человеке может стоит $1-2 тыс. Оценить общий объем рынка данных практически невозможно, так как не существует единой системы оценки.
Компания Cambridge Analytica, из-за которой в начале года разразился скандал вокруг утечки информации пользователей из соцсети Facebook, платила некоторым пользователям вознаграждение $2-4 за заполнение анкеты. За счет этого она получила доступ к данным их профилей и профилей их друзей. Впрочем, многие пользователи установили приложение и заполнили анкету бесплатно, из интереса.
По словам Дмитрия Егорова, в России на биржах данных можно приобрести cookie и рекламные ID пользователей в среднем за 50-100 руб. за тысячу профилей. Весь рынок таких данных в стране составляет не больше нескольких сотен миллионов рублей.
«Что касается теневого рынка персональных данных, то там цена обычно договорная. Поэтому сложно отследить его объем», — отметил Егоров.
Что предлагают за продажу личных данных
Он считает, что денежное вознаграждение за передачу данных о себе вряд ли будет принято. Вероятнее, это будут скидки или особые условия обслуживания. Например, в России есть сервис «Едадил». С декабря 2017 года пользователи этого приложения могут получать кешбэк по определенным товарам, если сканируют QR-код своего чека. В начале октября Яндекс увеличил свою долю в этом сервисе до 100%.
Менеджер по развитию бизнеса Aidata Сергей Плашкевич видит основную проблему создания инструмента монетизации личных данных для пользователя в том, что большинство из них не знают, что за их данные вообще могут заплатить. В то же время, нет механизмов, с помощью которых можно было бы это реализовать. Плашкевич считает, что создать такую систему можно на базе портала Госуслуги. Потому что у граждан России сложилась традиция пользования этим сервисом. И он уже является крупным агрегатором персональных данных.
Фото: Firestock.