Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против ряда магазинов. Ведомство считает, что в свете перехода России на цифровое телевидения они подняли цены на ТВ-приставки. Также ФАС выяснила, что количество приставок в бюджетном ценовом сегменте сократилось.
Цены на ТВ-приставки выросли
ФАС усмотрела признаки установления необоснованно монопольно высокой цены на ТВ-приставки в действиях ООО «ДНС Ритейл», ООО «МВМ», ООО «Эльдорадо», НАО «Юлмарт». Ведомство обвиняет сетевые магазины в нарушении п.1 ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции».
Антимонопольщики взяли на себя контроль по вопросу недопущения необоснованного роста цены на ТВ-приставки.
Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин сказал: «Мы хотим с самого начала сделать так, чтобы на этом и на последующем этапах не возникало проблем, препятствующих переходу на цифровое вещание. Рассматриваемое дело позволит кроме прочего предупредить нарушения на последующих этапах. Мониторинг, а при необходимости — и принятие мер антимонопольного воздействия будут проводиться постоянно до окончательного отключения аналогового формата телевещания».
ФАС совместно с территориальными органами проанализировали изменение цен на ТВ-приставки за период с июня по декабрь 2018 года. Ведомство выявило, что цены на приставки различных моделей за этот период времени меняются по всей стране разнонаправленно.
«При этом наблюдается расширение ассортимента продаваемых моделей ТВ-приставок, что является положительным моментом. Однако происходит сокращение низкого ценового сегмента (до 1000 руб.) ТВ-приставок. Анализ цены на ТВ-приставки также показал, что в тверских сетевых магазинах выявлен рост цен с июня по декабрь 2018 года на отдельные модели ТВ-приставок. В низком ценовом сегменте увеличение цен составляет от 30% до 100%. В сегменте свыше 1000 руб. увеличение составляет от 5% до 83,9%. На отдельные ТВ-приставки наблюдается снижение цен», — сообщают в ФАС.
Переход на цифру
Напомним, что переход российских телезрителей с аналогового телевещания на цифровое будет проходить в три этапа. Тверскую область уже отключили от аналогового ТВ 3 декабря. Следующие 7 регионов отключат с 11 февраля, затем 20 регионов — с 15 апреля. И 57 регионов — с 3 июня.
Телезрителям, чьи телевизоры не поддерживают прием цифрового сигнала, будет необходимо приобрести оборудование для приема цифрового телевидения (ТВ-приставки).
Антимонопольная служба отмечает, что необоснованные повышения цен на социально ориентированных рынках, в особенности на фоне перехода на цифровое вещание, недопустимо.
Ритейлы не признают повышение цены на ТВ-приставки
Пресс-служба «М.Видео-Эльдорадо» сообщила, что документов от ФАС компания еще не получала. Сообщение ведомства представитель прокомментировал так.
«Как только появилась официальная информация о планах и графике перехода на цифровое ТВ-вещание, «М.Видео» и «Эльдорадо» провели специальные закупки бюджетного ассортимента приставок. Популярные модели приставок по промоцене около 990 руб. сейчас доступны во всех магазинах сети. И мы гарантируем их наличие в магазинах или онлайн в течение всего периода перехода на цифровой формат вещания. С лета «М.Видео» и «Эльдорадо» также снизили цены на ряд моделей на 20-30%».
В пресс-службе «Юлмарта» отметили, что разговоры о суде пока преждевременны. Они также указали рост продаж приставок с сентября.
Директор бизнес-направления «Продукт» «Юлмарта» Олег Пчельников обратил внимание: «Ни о каком сговоре не может быть и речи. С упомянутыми в сообщении ФАС компаниями мы являемся конкурентами, а не партнерами. Модельный ряд по данному виду продукции у нас практически не пересекается. А в ассортименте представлена продукция разных производителей и ценовых сегментов. В «Юлмарте» представлено более 10 брендов, таких как BBK, Supra, Hyundai и др., до 50 моделей. У «Эльдорадо» около пяти брендов и 15 моделей, по которым мы не пересекаемся.
В ценообразовании мы исходим из конкурентной ситуации на рынке, которую не можем игнорировать. На стоимость товаров также оказывают влияние закупочные цены поставщиков. Особо отмечу, что цены на приставки за год практически не изменились, несмотря на существенный рост курса доллара. Товар закупается в основном в долларах, российского производства практически нет. В прошлом году и сейчас мы торгуем в широком ценовом диапазоне от 900 руб. до 1990 руб., с регулярными акциями, когда цены снижаются до 790 руб. При усилении конкуренции удержание цен произошло в основном за счет снижения маржинальности».
Спрос растет
Вице-президент по продажам объединенной компании «Связной Евросеть» Давид Борзилов рассказал, что действительно спрос на цифровые приставки в сети магазинов «Связной Евросеть» уверенно растет.
«По итогам 11 месяцев 2018 года спрос на эту категорию товаров у нас вырос на 11% в штуках, в деньгах — на 41% год к году», — добавил он.
Отвечая на вопрос о контроле цены на эту категорию продукции, Давид Борзилов ответил, что «Связной Евросеть» всегда ведет деятельность в рамках российского законодательства.
Представитель ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») указал на то, что компания не повышает цены на ТВ-приставки.
«В нашем интернет-магазине сейчас действует акция, и их можно купить со скидкой», — добавил он.
Спрос растет, а цена?
По мнению аналитика ИК «Фридом Финанс» Анастасии Сосновой, ритейлеры, чтобы избежать трений с ФАС в дальнейшем, скорее всего, постараются избежать ситуаций, при которых их можно обвинить в несанкционированном повышении цен на социально ориентированные товары.
«Уже зафиксирован рост спроса на ТВ-приставки на 30% год к году из-за готовящегося перехода на цифровое вещание после новогодних каникул в 2019 году. Однако всплеск спроса может случиться и в январе, когда непосредственно осуществится переход. В рамках перехода на цифровое вещание ТВ-приставки становятся социально значимым товаром. Поэтому ФАС важно не допустить злоупотреблений и роста цен. Действия ФАС направлены на предотвращение роста цен на приставки. И, полагаю, что цели антимонопольной службы в итоге будут достигнуты», — говорит Анастасия Соснова.
Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын считает, что увеличение спроса и цены на ТВ-приставки ожидать следует. Он рассказал, что еще далеко не все россияне приобрели приставки.
«Поэтому, например, те, кто заботится о своих забывчивых или принципиальных пожилых родственниках, может приобрести им приставку в качестве новогоднего подарка — в том числе и по несколько более высокой цене», — говорит он.
«Пока неясно, каким образом несколько компаний могут установить монопольно высокую цену. Сговариваться для этого не требуется. А напоминание о недопустимости необоснованного повышения цен на социально ориентированных рынках наводит на мысль, что установление монопольной цены — не совсем точное определение того, что происходит. И не совсем понятно, антимонопольные ли цели в данном случае ставит перед собой ведомство. Впрочем, возможно, ритейлерам выгоднее не вступать в тяжбу, а уступить. Потому что если отступит ФАС, то может найтись кто-то другой, кто все равно понудит их к той же социальной ответственности», — рассуждает Леонид Делицын.
Фото: Unsplash.