После проверки Счетная палата обнаружила, что лишь 28% жителей России могут полноценно пользоваться единым номером вызова экстренных служб. В 73 регионах страны номер 112 не работает корректно. Это при том, что Федеральную программу, в рамках которой шло создание системы, завершили еще в 2017 году.
Номер 112 не для всех
Системой вызова экстренных служб по единому номеру 112 могут полноценно пользоваться всего четверть населения России. Они проживают на 15% территории страны. В ходе проверки Счетная палата выяснила, что в 73 регионах развертывание системы так и не было завершено.
Однако, эксперты утверждают, что даже в неполноценным виде система 112 сделала реагирование экстренных служб на вызовы более оперативным. В свою очередь, это помогло снизить число жертв и пострадавших. А также размер ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий.
Выполнение Федеральной целевой программы
Аудиторы счетной палаты отмечают, что финансирование ФЦП превысило 14 млрд руб. Средства поступали из бюджетов различного уровня. При этом в марте 2013 года эксперты предполагали, что общий объем финансирования программы в 2013-2017 составит 40,4 млрд руб. В том числе из федерального бюджета на ее реализацию будет направлено 22,9 млрд руб.
Изначальная редакция ФЦП предусматривала поэтапное внедрение системы «номер 112». В 2013 году — в трех субъектах России, в 2014 году — в шести. В 2015 — в двух, в 2016 — еще в пяти. Наконец, в 2017 году система должна была покрыть 67 оставшихся регионов.
Исполнителями ФЦП были МЧС, Минкомсвязи, Минздрав, МВД и ФСБ России, а также 85 регионов. В 2015 году ФЦП включили в госпрограмму «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Напомним, что концепция создания системы «номер 112» была одобрена правительством в августе 2008 года. Сам единый номер вызова экстренных служб 112 утвердили постановлением правительства еще в 2004 году.
Почему не работает номер 112
В отчете счетной палате говорится, что система 112 до сих пор развернута не полностью из-за отсутствия оптимального взаимодействия между ведомствами. Система недостаточно интегрирована с ведомственными дежурными службами.
Например, в 17 регионах из нее нельзя автоматически передать данные вызова в экстренные службы. Поэтому службы реагируют на вызов позднее, чем могли бы. Но это не единственная причина.
Провалу ФЦП также способствовало сокращение финансирования ее ресурсного обеспечения в несколько раз по сравнению с изначальными планами. Заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова отметила, что оно снизилось с 65 млрд руб. до 11 млрд руб. С учетом средств регионов.
Ранее Счетная палата проверяла ход создания системы 112 в октябре 2015 года. Тогда проверка показала, что фактически систему создали и ввели в эксплуатацию только в двух регионах: Республике Татарстан и Курской области. А это заметное отставание от запланированного изначально графика.
Среди проблем реализации ФЦП в 2015 году Счетная палата назвала следующее. Это ежегодное изменение ресурсных параметров программы при составлении бюджета, откладывание финансирования и выделения субсидий регионам. Также отсутствие инфраструктуры единых дежурно-диспетчерских служб в регионах. И их слабое техническое и кадровое оснащение.
Также аудиторы обнаружили многочисленные нарушения законодательства при совершении госзакупок. И случаи финансирования объектов строительства, не указанных в плане субсидии.
Итог
По итогам проверки Счетная палата направит письмо Президенту России и информационное письмо в МЧС России. Отчет о проверке передадут Федеральному Собранию. Также его получат руководители контрольно-счетных органов Республики Башкортостан, Рязанской и Свердловской областей.
Палата запланировала следующую проверку номера 112 после принятия проекта федерального закона «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации». Документ сейчас готовит МЧС.
Фото: Jp Valery, Unsplash.