Электронная почта должна потерять анонимность. С такой инициативой выступили депутаты Государственной думы. В рамках внесенной к рассмотрению инициативы предлагают обязать операторов электронной почты проводить идентификацию пользователей.
Электронная почта для избранных
В качестве инструмента для идентификации предложили номер мобильного оператора. Или, если говорить проще, — подтверждение через SMS. Точный порядок подтверждения владельца почтового адреса предполагается определить позднее. По мнению депутатов, такой способ идентификации почты должен помочь компетентным органам бороться с ложными сообщениями о готовящихся террористических актах. Попытаемся разобраться с этой законодательной инициативой.
Электронная почта и Государственная Дума
Законопроект об идентификации пользователей электронной почты внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации. Поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предложили сенаторы Андрей Клишас, Людмила Бокова, Александр Башкин и Александр Карлин.
Организатор сервиса электронной почты
Кто такой «организатор сервиса электронной почты»? Новый законопроект предлагает определение, кто же является организатором почтового обмена. Согласно законопроекту, это компания, которая занимается распространением информации в интернет.
«Осуществляющая деятельность по обеспечению функционирования информационных систем или программ для ЭВМ, которые предназначены для организации сервисов электронной почты и обмена электронными почтовыми сообщениями между пользователями сети интернет, при котором отправитель сообщения определяет получателя, не предусматриваются размещение пользователями сети интернет общедоступной информации и передача электронных почтовых сообщений неопределенному кругу лиц».
Обязанности организатора сервиса электронной почты
Компания-«организатор сервиса электронной почты» обязана идентифицировать пользователей сервиса с помощью номера телефона. Порядок идентификации определят дополнительно. Для осуществления такой идентификации пользователей компании, предоставляющие почтовый сервис, должны будут подписать контракт с мобильными операторами связи.
Российские сервисы электронной почты
Процедуры соответствия новой законодательной инициативе отличаются для российских и иностранных сервисов. Сервис, принадлежащий российской компании, сможет осуществлять идентификацию пользователей самостоятельно. К обязанностям российских сервисов относится также хранение данных об идентификации на территории Российской Федерации.
Блокировки работы электронной почты
При получении от органов исполнительного власти уведомления о необходимости блокировки пользователя электронной почты компания-владелец сервиса в течение суток с момента получения уведомления должна будет ограничить возможность передачи пользователем запрещенной в России информации. Если говорить проще, аккаунт пользователя почты будет заблокирован.
Кроме того, сервис электронной почты должен иметь возможность обеспечить отказ пользователя от получения электронных почтовых сообщений от других пользователей, обеспечить конфиденциальность сообщений и не допускать передачу сообщений в случаях, которые отдельно укажет Правительство.
Для чего вводят ограничения на почту
Как заявляют авторы законопроекта, их целью является борьба с ложными угрозами террористических актов. На адреса электронной почты органов государственной власти поступает массовый поток писем. И органы не справляются с обработкой.
Принятие законопроекта снизит число ложных сообщений, отправленных через электронную почту. Авторы законопроекта также рассчитывают, что в результате внесения изменений появятся правовые условия для привлечения злоумышленников к ответственности.
«Виноватые будут наказаны».
В качестве дополнительного бенефита указывают на сокращение экономического ущерба от почтовых сообщений.
Мнение экспертов по законопроекту об ограничении электронной почты
По мнению экспертов, принятие законопроекта об ограничениях электронной почты создаст неудобства для пользователей сервисов. Кроме того, российские сервисы окажутся в невыгодном положении. Эксперты также скептически оценивают перспективы и желание зарубежных сервисов соответствовать новому российскому закону. Ранее иностранные компании неоднократно игнорировали требования российского законодательства.
В то же время стоит отметить, что ряд компаний выполняют требования российского законодательства. В частности, Google исправно платит НДС с покупок пользователей в онлайн-магазине Google Play Маркет. Кроме того, большинство почтовых сервисов уже располагают такими данными пользователя, как номер мобильного телефона. Однако на данный момент у таких сервисов отсутствует требование, чтобы российский пользователь (человек, регистрирующийся в сервисе с адресом проживания в России) подтверждал почту с помощью номера российского телефона.
Технически требование привязать почту к российскому номеру осуществимо. Но возникает вопрос, насколько это целесообразно для самих сервисов. Риск потерять пользователей при введении дополнительных ограничений велик.
Фото: сайт Google (логотип почтового сервиса GMail).