Госсистема интернет-учета: власти хотят разработать единую систему с данными интернет-пользователей. Анонимные и разрозненные данные их не устраивают.
Госсистема интернет-учета
Чиновники обсуждают создание государственной системы, которая бы давала полную статистику по вопросам, что же граждане делают в сети. Например, что они смотрят. Представители власти уже обращались к нескольким крупным интернет-компаниям за консультациями. В качестве аналога можно привести в пример системы учета ТВ-аудиторий. Или, например, ЕАИС — систему учета кнобилетов.
Сами медиа используют данные Mediascope (принадлежит ВЦИОМу). Также рекламодатели, которые размещают рекламу в интернете, используют счетчики посещаемости Яндекс и Google. В открытом доступе детальной информации немного. Как правило, ее предоставляют непосредственно клиенту при рекламном сотрудничестве. Также крупные компании дорожат своей репутацией и опасаются утечек.
Зачем это нужно
Для властей данных из открытых источников стало недостаточно. Замминистра связи Алексей Волин полагает, что система оценки аудитории нужна не только государству, но и рекламодателям, и производителям контента. В общем, всему рынку. Но обязательно под гос контролем.
Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров: «…это непроверяемые, толком не аудируемые данные. Рекламодателям приходится верить на слово онлайн-площадкам, что они на самом деле открутили те самые купленные сотни тысяч показов баннера».
Какой контент будут отслеживать
По информации инсайдеров, госсистема интернет-учета, в первую очередь, будет направлена на видеоконтент. Это различные сериалы и шоу, отечественные фильмы, онлайн-трансляции телеканалов. И уже во вторую очередь будут отслеживать в целом аудитории коммерческих сайтов — ресурсов, которые зарабатывают на рекламе. Необходима такая мера в том числе для учета налогов. Налоговая служба хочет получать данные о рекламных доходах интернет-сайтов, как российских, так и иностранных.
Еще одна немаловажная цель — отслеживание общественного мнения. Власти хотят понимать, что люди читают и смотрят, кто влияет на умы граждан.
В данном вопросе есть ряд технических и организационных сложностей. Не факт, что все компании, особенно иностранные, захотят устанавливать на свои сайты специальные счетчики. Именно на этом варианте настаивают власти. Альтернативная схема — передача данных напрямую в определенную компанию, которая займется сбором статистики и ее анализом. Какая же схема окажется рабочей — покажет время.
Фото: Firestock.