Ростелеком запустил программу доступа операторов связи к инфраструктуре, построенной в рамках программы устранения цифрового неравенства (УЦН). Однако стоимость доступа в разы превышает среднерыночную на межоператорском рынке.
Программа по устранению цифрового неравенства в России — это ряд задач по устранению цифрового неравенства между жителями городского и сельского населения. Она была сформулирована в Федеральном законе (ФЗ) «О связи». 3 февраля 2014 года Президент РФ Владимир Путин подписал ФЗ №9 «О внесении изменений в Федеральный закон `О связи`», который предусматривает создание точек доступа в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек и предоставление населению доступа к интернету на скорости не менее 10 Мбит/с.
УЦН финансируют не за счет государства, а за счет всех операторов связи
В этом же 2014 году был подписан контракт, согласно которому единственным исполнителем программы УЦН определен оператор связи «Ростелеком». Размер финансирования проекта за 10 лет должен составить около 168 млрд руб. Деньги должны поступать из фонда универсальных услуг связи. Важно понимать, что деньги в сам фонд универсальных услуг связи поступают от всех операторов связи России в виде «неналогового» платежа в размере 1.2% от выручки (не прибыли, а именно выручки) оператора. В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
То есть фактически финансирование строительства объектов ведется за счет взносов других операторов связи, а не государственных субсидий. И вполне справедливо было бы при такой модели предоставить всем операторам связи бесплатный доступ к построенной инфраструктуре.
Условия для подключения УЦН. Справедливы ли они?
Возможно, «Ростелеком», как управляющий соответствующими объектами инфраструктуры УЦН, решил сделать 2 кассы. И теперь предлагает операторам платное подключение и платный трафик в местах присоединения.
Стоимость организации подключения 1 порта FE/GE составляет 6000 рублей с НДС. Тарифы на пропуск трафика зависят от региона. Например, в Москве тариф на пропуск трафика сетей передачи данных составляет 63,6 рублей с НДС за 1 Мбит/с. Стоит отметить, что среднерыночные условия на сегодняшний день составляют порядка 15-20 рублей. То есть фактически «Ростелеком» более через в 3 раза завышает то, что продает другим клиентам в других точках присоединения. Актуальные тарифы по всем субъектам размещены по ссылке https://ucn.rt.ru/documents.
Кстати, в Москве указана всего одна точка как объект для подключения в рамках УЦН по адресу Рязановское поселение, деревня Ерино, ул. Западная, д. 1. Это находится в Новой Москве недалеко от города Подольска. Видимо, в Москве уже все устранили и субъект полностью покрыт сетью. Это мало похоже на реальность, особенно на недавно расширенных территориях в Новой Москве, где часто единственным источником интернета является в лучшем случае 4G, а, порой, приходится довольствоваться 3G или даже сетью второго поколения.
Всего в программе по состоянию на 18 августа 2022 года заявлено 15117 объектов по всей стране. Перечень их можно найти на сайте https://ucn.rt.ru/utsn-objects.
Безусловно, программа УЦН имеет стратегическое значение. Важно и правильно развивать доступность каналов передачи данных. И даже можно согласиться с необходимостью выделения средств из фонда универсальных услуг связи для такой задачи. Но крайне сложно принять и понять желание «Ростелекома» еще и заработать на том, что ему фактически не принадлежит. Ведь все затраты на эту программу полностью покрывается из государственного (бюджетного) кармана.
Причем это уже не первая претензия в «Ростелекому» в рамках УЦН. 14 апреля 2021 года было объявлено о начале второго этапа проекта устранения цифрового неравенства (УЦН 2.0) в России, в рамках которого мобильная связь будет запущена в небольших населенных пунктах — с численностью населения от 100 до 500 человек. Соответствующее соглашение заключили Минцифры РФ и «Ростелеком». Ожидается, что к концу 2021 года почти в 1200 российских поселках, селах и деревнях будет доступна LTE-сеть. Всего до 2030 года мобильная связь должна появиться более чем в 24 тыс. населенных пунктов страны. И финансирование строительства сети для Tele2 (фактически принадлежащего «Ростелекому»), опять же, ведется из фонда. Правда, позже представители Минцифры заявили о том, что использовать эту инфраструктуру могут и другие операторы связи совместно с «Ростелекомом». Правда, на каких условиях (коммерческих или нет), не уточнили. Вопрос остается открытым до сих пор.
Хочется верить, что представители Минцифры и надзорных органов в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС) обратят свое внимание на столь непрозрачные и однозначно финансово несправедливые условия, которые выставляет «Ростелеком» своим операторам-партнерам.
Фото использовано с сайта rt.ru