Госдума приняла новые требования к автомобилям такси, перевозчикам и водителям. 22 декабря Госдума приняла закон, регулирующий работу такси. По мнению представителей рынка, самозанятые перевозчики или останутся без работы, или вернутся к практике поиска пассажиров на улице.
Что в законе: такси
Принятый закон позволит самозанятым получать разрешения на работу в такси и брать автомобили в аренду. Также документ закрепляет понятия «легковое такси», «служба заказа легкового такси», «заявитель», «заказ легкового такси», «региональный реестр перевозчиков легковых такси «региональный реестр легковых такси», «региональный реестр служб заказа легкового такси» и др.
Закон запрещает работу в такси гражданам с непогашенной судимостью и большим количеством штрафов. Также водитель обязан заключить официальный трудовой договор с перевозчиком, ИП или быть зарегистрированным как самозанятый.
Документ выдвигает и новые требования к автомобилям. Такси будут отмечены контрастной цветографической схемой с элементами, расположенными в шахматном порядке. На крыше авто парламентарии предлагают установить фонарь оранжевого цвета. В салоне на видном месте обязательно должна быть карточка с информацией о перевозчике и водителе.
Закон также регулирует деятельность служб заказа:
- Они должны будут открывать региональные представительства, если ежесуточно в регионе заказы выполняют свыше 4000 машин.
- Компании обязаны хранить все данные только на российских серверах.
- Появятся реестры легкового такси.
- Агрегаторы станут делить ответственность с самозанятыми водителями: в случае ДТП с самозанятым агрегатор возьмет на себя компенсацию пострадавшему пассажиру. А если сервис будет массово отдавать заказы водителям-нелегалам, его могут лишить разрешения на работу в регионе.
Самое интересное, что согласно новому закону, ФСБ будет иметь доступ к данным о всех поездках в такси: ФИО водителя, информация о пассажире, маршрут, сумма заказа и т. д. Таким образом все поездки в такси власти возьмут на полный контроль.
Мнение арегаторов
PR-директор People & People («Ситимобил», «Грузовичкоф», «Таксовичкоф») Екатерина Зубенина рассказала, что из-за новых требований компании предстоит значительное увеличение расходов таксопарков.
«Предполагается, что служба заказа при передаче заказа легкового такси будет нести субсидиарную ответственность с перевозчиком, являющимся физическим лицом, перед пассажиром за вред, причиненный его жизни, здоровью, имуществу при перевозке легковым такси, в части возмещения реального ущерба, не покрытого суммой страхового возмещения, а ранее предусматривалась солидарная ответственность», — поясняет она.
Зуберина также отметила, что новые критерии к водителям сделают перевозки «более комфортными и безопасными». По ее словам, регулирование в сфере услуг такси проработано не до конца, действующее законодательство требует изменений и новых юридических актов. Она считает, что процесс должен проходить в виде диалога власти с бизнесом и тогда изменения будут действительно эффективными.
В Яндекс.Такси рассказали: «Мы еще изучаем документ. Однако можем сказать, что считаем правильным предложенную Минтрансом и Госдумой норму о возможности работы в такси самозанятых граждан без необходимости регистрации ИП. Уже сейчас самозанятых водителей несколько сотен тысяч, такой режим востребован и должен быть учтен в регулировании отрасли. Норма об открытии представительств кажется избыточной и потребует расходов, которые еще предстоит оценить. Мы в целом поддерживаем предложенный подход к регулированию ответственности служб заказа такси. При этом важно, чтобы были созданы все необходимые для проверки водителей и автомобилей государственные реестры и базы данных».
Фото: Firestock.