Выпускники онлайн-школ испытывают сложности с трудоустройством в российские компании. Работодатели считают, что они не обладают нужными знаниями и умениями.
Многие российские компании категорически не желают привлекать выпускников онлайн-школ. Их образование не соответствует требованиям работодателей, которые полагают, что у таких выпускников недостаточно практических знаний и опыта работы. В большинстве компаний считают, что онлайн-образование несовместимо с офлайн-работой, и не готовы рисковать, принимая таких соискателей на работу.
Работодатели против онлайн курсов
15% руководителей организаций являются категорическими противниками привлечения выпускников онлайн-школ. Их возраст и должность не имеют значения, они все равно отказываются нанимать таких кадров в свои компании. Однако они допускают привлечение выпускников онлайн-школ на стажировку или работать с ними на аутсорсинговой основе.
43% руководителей считают, что онлайн-курсы не дают практического опыта независимо от профессии, которую изучает студент. Специалисты, которые проходят такие курсы, в конечном итоге могут оказаться бесполезными в решении реальных задач. 26% топ-менеджеров заметили, что соискатели, только что закончившие онлайн-курсы, требуют слишком высокой зарплаты, не соответствующей их реальным знаниям и практическим навыкам. 26% опрошенных отметили завышенные ожидания соискателей от работы, а 25% указали на нежелание таких потенциальных сотрудников работать полный рабочий день.
18% работодателей заявили, что выпускники онлайн-курсов не имеют достаточных знаний в своей области, а еще столько же сказали, что не будут тратить время и ресурсы на обучение их с нуля. 8% руководителей имеют недоверие к интернет-образованию по разным причинам.
Согласно работодателям, «джуниоры», получившие сертификат онлайн-школы и ищущие работу в своей новой профессии, имеют много недостатков. 45% таких кандидатов страдают от нехватки практического опыта, 28% должны быть более самостоятельными в решении рабочих вопросов, а 24% должны научиться воспринимать критику.
24% онлайн выпускников слабо представляют себе даже общие принципы работы в своей профессиональной сфере. 28% нуждаются в большем опыте стажировки, а еще 19% не получили необходимый объем теоретических знаний во время обучения.
Шансы есть
Многие начинающие специалисты, прошедшие онлайн-курсы, сталкиваются с проблемами при прохождении собеседований из-за списка недостатков, которые ограничивают их возможности. По данным исследований, только 56% работодателей имеют опыт найма таких кандидатов. 20% менеджеров готовы предложить место стажера, но не больше. 57% готовы рассмотреть вопрос трудоустройства, но только после успешного выполнения тестового задания и успешного прохождения собеседования.
Популярность онлайн-образования в России — это одно из следствий пандемии коронавируса, когда образование и другие сферы перешли в онлайн-режим. Обучение через интернет позволяет получать знания, не выходя из дома, и не тратить годы на университет — стать «джуниором» можно за несколько месяцев, а иногда и за несколько недель. Это подтверждается растущим числом начинающих специалистов, особенно в IT-сфере.
Интернет-образование в некоторых случаях может превосходить традиционное по количеству опытных преподавателей. Например, в конце 2021 года заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов отметил серьезный дефицит специалистов по информационной безопасности в России и винил в этом университеты, которые не имеют достаточного количества преподавателей в этой области.
Большинство работодателей считает, что нужно развивать практику работы с выпускниками онлайн-школ, но они не очень желают видеть их в своей команде. Такое мнение высказали 95% опрошенных. 65% готовы сотрудничать с такими специалистами на удаленной основе, предоставляя им различные задачи. Однако следует отметить, что внештатные сотрудники чаще всего попадают под сокращение, когда компании оптимизируют свой штат.
Фото: firestock.