Один из крупнейших сотовых операторов в России МегаФон попал в новый в список санкций США. Эксперты считают, что это не повлияет на абонентов или бизнес компании.
12 апреля США ввели санкции против МегаФона, так как его владельцем является USM Group, которая принадлежит бизнесмену Алишеру Усманову на 49%, сообщило Министерство финансов США. Усманов, миллиардер с состоянием в $14,5 млрд (восьмое место в рейтинге Forbes), был добавлен в список санкций в 2022 году.
По мнению регулятора, Усманов владеет «широкой сетью предприятий в оффшорах, зарегистрированных на членов его семьи, с помощью которых он может проводить финансовые операции, что потенциально позволяет ему обходить санкции».
Представитель компании МегаФон назвал санкции «несправедливыми, незаконными и не имеющими под собой оснований».
«Мы коммерческая компания, оказывающая услуги высокой социальной значимости миллионам клиентов. Мы намерены бороться против этих ограничений всеми доступными способами», — сообщили в компании.
МегаФон не единственный оператор, который попал в список санкций: в феврале 2022 года «Ростелеком» (владеющий «Т2 РТК Холдингом» и оказывающий услуги под брендом Tele2) был добавлен в список компаний, подпадающих под секторальные ограничения на получение американского финансирования. Тогда представители оператора заверили, что санкции не повлияют на его деятельность.
Санкций против МегаФона
В соответствии с документами, представленными Министерством финансов США, американским компаниям и гражданам теперь запрещено предоставлять услуги МегаФону в области программного обеспечения, аппаратных технологий, технологий, связанных с обменом мгновенными сообщениями, видеоконференциями, чатами и электронной почтой, социальными сетями, отправкой изображений, фильмами и документами, просмотром веб-страниц, ведением блогов, услугами веб-хостинга и регистрации доменных имен.
По мнению Леонида Делицына, аналитика ФГ «Финам», наложение санкций на МегаФон не должно было стать неожиданностью. Компания не является публичной, поэтому ей уделяется мало внимания на фондовом рынке, добавляет он. Денис Кусков, глава агентства «Telecom Daily», подчеркивает, что большую часть выручки МегаФона составляет российский рынок, поэтому усложнение работы с иностранными рынками не повлияет на финансовые показатели компании.
Известно, что на одном из основных сайтов оператора используется специальный SSL-сертификат (который помогает пользователям определить уровень безопасности сайта), выданный международной компанией Global Sign, имеющей представительства во всем мире, включая США.
Как это повлияет на абонентов
На вопрос, как включение МегаФона в список санкций повлияет на абонентов и бизнес компании, представители оператора не ответили. Но указали, что это не скажется на количестве абонентов. По последним данным, компания обслуживает 75,3 миллиона абонентов и занимает второе место по размеру абонентской базы среди «большой четверки» российских операторов.
Абоненты продолжат получать услуги связи в обычном режиме, поскольку базовые станции все еще работают, и у МегаФона самый широкий диапазон частот.
В то же время, любая работа с компанией теперь должна сопровождаться специальным разрешением-лицензией, выданной властями США. Оплата подписки на сервисы Apple скорее всего станет недоступна для абонентов МегаФона, а возможность роуминга также может быть нарушена из-за санкций.
Что будет с оборудованием
После начала специальной военной операции на Украине несколько крупных иностранных вендоров телекоммуникационного оборудования заявили, что прекращают свой бизнес в России. Однако некоторые компании все же попытались получить экспортные лицензии от иностранных регуляторов, чтобы поставить недостающее оборудование по ранее заключенным контрактам. Хачатур Помбухчан рассказал, что финская компания Nokia (один из ключевых мировых поставщиков оборудования связи) подала четыре заявки на получение экспортных лицензий, однако только одна из них была удовлетворена положительно, а по остальным ожидаются решения.
«Понятно, что в последний год оборудование операторам поставлялось преимущественно китайскими компаниями. Но теперь МегаФону придется перестраивать формат работы и, возможно, создавать дополнительные компании для заключения договоров на поставку оборудования», — предположил Кусков.
В то же время глава «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов настаивает на том, что вся телекоммуникационная отрасль уже год находится под влиянием санкций, поэтому «вряд ли это радикально ухудшит ситуацию для МегаФона».
«Сейчас никаким игрокам рынка не доступно телекоммуникационное оборудование ведущих мировых поставщиков. Конечно, это сказывается на финансовых показателях, но это общая проблема всей отрасли, не только «МегаФона», — отметил эксперт.
Поэтому он не ожидает, что компания существенно поднимет стоимость тарифов, так как для МегаФона «сохранение абонентской базы становится еще более важным, чем раньше».
«Цены, безусловно, будут периодически повышаться всеми операторами связи. Это происходило и в предыдущие годы в связи с инфляцией и растущими расходами, и остается актуальным сейчас», — подытожил Анкилов.
По мнению руководителя специальных проектов RU-CENTER Алексея Замесова, зависимость МегаФона от софта и «железа» очень велика. Такому крупному игроку необходимо всё: от серверов и базовых станций до системного и прикладного программного обеспечения.
Поэтому компании «несомненно, теперь придется использовать более сложные схемы для закупок и ускоренно переходить на некоммерческое и российское программное обеспечение».
Фото: Firestock.