Конференция «Телеком-2023» от газеты «Ведомости» уже стала ежегодной традицией смотра лидеров телеком-отрасли, ревизией стратегий и планов операторов на ближайший год. Так было и в этом году. Но все же были моменты, которые по тональности очень сильно диссонировали с тем, что происходило в прошлые годы.
Во-первых, настроение. Оно изменилось. Причем не только у спикеров, но и в кулуарах форума чувствовалось некое напряжение. Пока только статическое, но увеличивающаяся сила трения между, например, вендорами/поставщиками оборудования и операторами/покупателями явно не приводит к движению вперед. Большинство оценок экспертов было крайне сдержанными.
Во-вторых, главным разочарованием на форуме стала сама философия рассуждений. Ежегодно операторы в общих чертах оценивали результаты (как правило, довольно позитивные на фоне постоянного роста и абонентской базы, и выручки, и прибыли) и очень много говорили о планах и перспективах. В этот раз почти вся панельная дискуссия была как будто «оправдательной». И на то были причины. И самое главное: если все предыдущие годы только и были рассуждения о 5G, его перспективах, скором внедрении и запуске сетей в России, то в этом году про это не было не сказано ни слова. Вообще. Как будто этой темы и не касались все прошлые годы. Хотя, как мы помним, как в апреле 2022 года Виталий Шуб, курирующий разработку отечественных стандартов в области 5G в Сколтехе, обещал уже к концу 2022 года готовые образцы для инсталляций на сетях операторов. Видимо, в этом году решили болезненной темы на конференции вообще не касаться.
Как дела у операторов связи
Первым попытался смягчить происходящее в отрасли Президент Ростелекома Осеевский.
Михаил Эдуардович с порога заявил, что дела у Ростелеком идут лучше, чем предполагает стратегия.
Правда, почему-то вдруг компания задумалась о смене самой стратегии: вместо 2025 года ее буду переписывать уже в 2024 году. Да и отчетность (включая финансовые показатели) почему-то за последний год перестали раскрывать. Хотелось бы верить, что это сделано исключительно по причине нежелания вызывать чувство зависти у конкурентов, а не в связи с падением показателей. Оказывается, Ростелеком предвидел все то, что сейчас происходит в телекоме и якобы сумел «подстелить соломку» во всех нужных местах: и планы по импортозамещению уже давно реализуются, и были готовы к отказу вендроров обслуживать оборудование, и сформировали запасы на много лет вперед.
Только осталось непонятным, предвидел ли Ростелеком отказ от совместного предприятия с Nokia, организованного в декабре 2021 года для производства отечественных базовых станций. Обязательных, кстати, к установке с 1 января 2023 года. Но, как мы знаем, это требование регулятор решил вдруг ослабить. И теперь нам обещают уж точно все запустить в самое ближайшее время: тесты Булата (производителя базовых станций, где Ростелеком имеет долю как акционер) ожидаются в конце 2024 года. В качестве двух других партнеров выбраны компании Yadro и Протей.
Признавая общую проблему с наличием базовых станций в достаточных для активного развития сети количествах, тема совместного использования инфраструктуры с другими операторами теперь звучит все чаще. И в этом г-н Осеевский видит дополнительные возможности. Ведь требования об исполнении программы устранения цифрового неравенства, где Ростелеком является единственным монопольным исполнителем, назначенным государством, никто не отменял.
Генеральный директор Билайн г-н Торбахов был более сдержанным в оптимизме, уверенно сказал о том, что апокалипсиса нет. Хотя «его компания» — да, именно так и был представлен Билайн — (видимо, Александр уже вживается в роль нового собственника), так же как Ростелеком испытывает проблемы с базовыми станциями, все показатели за 2022 год оказались лучше, чем в 2021 году.
И даже потерю абонентской базы красиво назвали оздоровлением.
Экономия на капитальных вложениях позволила компании накопить достаточное количества «кэша». Интенсивная стройка сопровождалась повышением эффективности, много было сделано работы в отношении рефарминга частот из 3G в 4G. Рост трафика не прекратился и зафиксирован рост скоростей «существенными десятками величин».
Александр признался, что Билайн «умирать не собирается, а учится жить в таких условиях».
Коммерческий директор МегаФона Павел Тулубьев, который пришел в компанию чуть больше года назад, констатировал, что простых лет не было никогда. Каждый год несет в себе свои сложности. МегаФон, который несколько лет назад неудачно заигрался в экосистему, теперь решил сконцентрироваться на единственном продукте: телекоме. Все поставленные в прошлом году цели были выполнены. Правда, оценить это не представляется возможным, цифры в отчетах не раскрывают. По оборудованию все программы выполнены, резерв достаточный. В предстоящем году ожидают хороших результатов.
Как сообщили организаторы, представители МТС на конференцию «доехать не смогли», поэтому узнать, как обстоят дела в целом в МТС, на конференции не удалось.
Но недавняя большая презентация Цифровой платформы МТС снимает множество вопрос в том, куда движется оператор и какие достижения за последний год у него были.
Куда еще смотрят операторы помимо строительства станций?
Ростелеком заявляет, что глобально приоритеты не изменились: это ядро сети, магистральные каналы, маршрутизаторы, инвестиции в запуски новых ЦОД (строительство ведется во всех федеральных округах). Традиционная тема с развитием ШПД для домохозяйств также в центре внимания оператора. Более значимыми стали задачи импортозамещения.
Билайн все еще пытается диверсифицировать бизнес, говоря о том, что телеком не сводится только в базовым станциям. Это только элемент. Основные инвестиции сейчас направлены на оптимизацию сети, развитие транспортных возможностей оператора. В Билайне за последние 3 года по сути создали заново IT. Не отдел, а целое направление. Будут в это вкладывать, в том числе путем покупки различных игроков, например, как это было с приобретением IBS DataFort . Интересы за пределами телекома у Билайна тоже есть.
Павел Тулубьев делает акцент на инвестициях в биллинг. Видимо, потраченные миллиарды рублей на покупку Nexign требуют своих оправданий. Большое внимание уделяется в МегаФоне каналам дистанционного обслуживания, в частности акцент делают на приложении и выводе его функционала на достойный уровень.
Министр цифрового развития Максут Шадаев, как всегда, был преисполнен оптимизма: «Год прошел лучше, чем ожидали».
Были драматические сценарии, но в целом рынок подрос, но незначительно. Зафиксирован рост больших компаний в 6-8%. Однако рост идет не за счет развития телекома как такового, а за счет диверсификации и наращивания выручки не телеком-направлений.
В этой связи ожидается дальнейшее консолидация телеком-рынка.
Как это повлияет на конкуренцию, Максут Игоревич не стал оценивать. С учетом еще большего регуляторного давления на операторов связи (а с 1 января 2024 года оно еще больше усилится), возможно, отрасль телекома станет недосягаемой для появления новых игроков. Министр подтвердил, что базовых станций закупается все меньше, а рост долговой нагрузки не дает операторам связи проводить большие инвестиционные программы: ставка растет, а вместе с ней и фиксируется большая задолженность операторов. Тем не менее, ситуация в телекоме признана лучше, чем в других отраслях.
По мнению министра, операторы изначально не верили в совместное предприятие с Nokia (интересно, а в Nokia про это знали, когда соглашались на СП) и в качество базовых станций. Поэтому операторы активно запаслись стратегическим запасом базовых станций в 2022 году. По данным других источников в отрасли, эти закупки якобы происходят и сейчас, но каналы поставок стали непрозрачными. Максут Игоревич отметил, что 20% работающих сейчас станций были поставлены во времена пандемии Covid-19. Якобы «свято место пусто не бывает», поэтому министр ожидает выхода на массовое отечественное производство в течение 2-3 лет.
Какие проблемы и ожидания в отрасли
Президент Ростелекома отметил ключевой проблемой недискриминационный доступ в МКД. Очень надеется, что в этом году будет решен этот вопрос на законодательном уровне.
Александр Торбахов отметил проблему мошеннических звонков. Якобы требуется внедрение систем, в том числе с участием банков. Билайн даже предпринял попытку сделать свое решение, но попытка коммерциализировать факт вызова каждого звонка не нашла поддержки в отрасли. Более того, суды регулярно находят нарушения в действиях самого Билайна, который допускает факты мошеннических звонков в своей сети. Возможно, Билайну стоит начать с себя и начать соблюдать законодательство, прежде чем выносить эту проблему наружу? Второй проблемой была обозначена ситуация с ограниченностью спектра. Очень маленький ресурс выделен для развития сетей 4G, особенно в Москве. Трафик растет и Билайн боится не справиться с его объемами.
Павел Тулубьев отметил очень важную проблему с доступом к данным. В том числе государственным. Особенно актуальной темой среди операторов стало обновление данных об абонентах. С 1 мая 2023 года Роскомнадзор обещал проводить проверки и штрафовать операторов связи за неактуальные данные в базах. Второй проблемой был отмечен рост цен на подключение к электросетям: региональные налоговые вычеты не покрывают расходы на строительство инфраструктуры базовых станций. Для ускорения внедрении отечественного оборудования на сетях связи нужны меры налоговой поддержки для таких покупок.
Максут Шадаев парировал требование операторов расширить доступ к ЕСИА желанием Минцифры тоже получать больше статических данных о поведении абонентов на сетях операторов. В России действительно связь дешевая, все довольны. И многие считают, что так будет всегда. Но ситуация меняется. Тарифы искусственно сдерживают. И не последнюю роль в этом балансе роста тарифов достигнут благодаря диалогу с ФАС. Справедливая индексация тарифов должна быть — это и есть залог развития компаний. Шадаев отметил важность постепенного внедрения MobileID и расширение практики его применения во всех возможных жизненных ситуациях.
Рассуждая на тему мошеннических звонков, министр признался, что ему перестали звонить по обычным телефонным сетям, и все голосовые коммуникации он ведет через WhatsApp. И все мошенники, кстати, после всех ограничений регулятора на использование подменных номеров, перешли именно в WhatsApp. И как решать эту проблему сегодня — никто не знает.
Генеральный директор Билайна предложил запретить все мессенджеры, которые не валидируют телефонные номера (а закон, как мы знаем, был принят на эту тему давно, но он не работает).
Максуд Шадаев попросил таких предложений не озвучивать в присутствии представителей Госдумы, иначе там быстро идею «еще что-то запретить» подхватят. Важно не сломать то, что уже работает. И здесь министр, безусловно, прав. Должен быть баланс между контролем и доступностью сервиса. Правда, что делать со спамом и как его регулировать, Максут Игоревич не знает: по крайней мере «влезать» в эту тему Минцифры пока не собирается.
Самой болезненной темой для рынка телекома и IT является тема кадров
В Ростелекоме сейчас трудится порядка 15000 IT-специалистов. В планах компании удвоить показатель в самое ближайшее время. Совместно с учебными заведениями Ростелеком создает новый тип цифровых кафедр. Отечественное решение по виртуализации, которое приходит на замену VMware, требует особых кадров. И компания начинает подготовку специалистов в этом направлении. Большое распространение внутри Ростелеком получила система внутреннего обучения и переобучения. Г-н Осеевский отметил, что никаких проблем с массовым отъездом в Ростелекому не испытали: никто из за рубежа не работает.
«Эту дверь никогда не открывали и очень осторожно относимся к удаленной работе», — отметил Осеевский.
В МегаФоне пропагандируют подход, близкий к концепции Ростелекома: сотрудник должен сделать выбор в пользу страны, если хочет работать в МегаФоне. Павел Тулубьев отметил, что в компании внедрили «Программу поощрений». Ведь айтишники люди порой молчаливые. И компания таким образом пытается отметить достижения каждого.
В противовес Ростелекому и МегаФону Максут Игоревич отметил. что ограничений на работу в Минцифры из-за границы нет. Признавая факт того, что многие квалифицированные специалисты уехали из страны, инженеров ушедших вендоров «подобрали», команды усилили. Забрали из R&D центров. Например, из питерского офиса Nokia многие специалисты перешли работать с компании Yadro и Булат.
Реестр воинского учета, над которым уже ведется активная работа, позволит получить железобетонную отсрочку тем, кто на нее претендует. Главное, признался министр, это «не бояться мобилизации — все будет хорошо». Хочется верить, Максут Игоревич, что так и будет.
Фото: Firestock.