В рамках одной из панельных дискуссий представители законодательной, исполнительной власти, а также представители ИТ-отрасли поднимают вопросы цифровой диктатуры и суверенитета, оценивают риски развития страны в новых условиях.
В эти дни с 14 по 17 июня проходит ключевое бизнес-событие в России — Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2023). На площадке Экспофорума можно встретить не только предпринимателей, но и чиновников совершенно различных рангов: от депутатов, сенаторов до губернаторов. И все вместе они обсуждают итоги прошедшего непростого года и ставят новые амбициозные цели в будущем.
Налог на IT-гигантов
Тон всей дискуссии задал представитель в Совете Федерации от Пермского края Пушков Алексей Константинович. Сенатор отметил подход к контролю у глобальных цифровых гигантов, управляющих гигантскими потоками информации, — через концепцию единого налога. Существует конвенция, предусматривающая введение 15% налога на все интернет-компании. Однако такой подход в России, отрезанной от дискуссии в ОЭСР в части применения этой нормы, уже считается устаревшим. И рассматривается парадигма построения национального налогообложения. Многие страны, например, Турция и Франция, уже ввели самостоятельное регулирование. И здесь важно установить на государственном уровне: будет Россия принимать такого рода решения самостоятельно или следовать международному регулированию.
Сама концепция цифрового суверенитета, по мнению сенатора Пушкова, базируется на трех постулатах: системности, конкурентности и самостоятельности. При этом очень внимательно следует относиться к появлению новой формы цифровой индустрии — через активное внедрение искусственного интеллекта.
По мнению сенатора, это «очень опасная история, в которую ввязался весь мир».
Искусственный интеллект — это механизм борьба за власть. Либералы будут вкладывать туда свои «месседжи» и влиять на формирование политической повестки. Россия должна очень аккуратно двигаться по этому пути и думать про то, что в течение пары лет уровень влияния ИИ на сознание граждан может кардинально поменяться.
Собственная платформа управления потоками информации
При этом Пушков отметил важность создания собственной англоязычной платформы, чтобы за пределам России общаться с молодым поколением на «их языке» и доносить «нашу точку зрения».
В качестве примера привел ряд англоязычных социальных сетей. При этом сенатор, видимо, забыл, что внутри России тот самый Твиттер и Телеграм были и остаются формально заблокированными. Подход блокировки ресурсов внутри России и при этом ориентации на подходы заблокированных ресурсов сенатор не стал комментировать.
Жесткий тон регулирования поддержала и представитель МИД Мария Захарова: «Нас втягивают в эпоху цифровизации».
Она обратила внимание на отход от стержневого элемента политики в виде комфорта, достатка, движению вперед к выходу на первый план вопросов безопасности. Причем в широком смысле слова: от личной безопасности человека и его здоровья во время пандемии до ядерной безопасности по всеми миру в настоящее время. Россия предлагает многополярность на конкретных принципах с учетом международного права.
Киберпанк и киберпранк как национальная идея
Киберпанк и киберпрак уже стали национальной идеей во многих странах. Например, в США. Именно там цифровая диктатура приобрела формы государственной политики. Уровень контроля за цифровой средой уже пугает: включение через интернет чайников, холодильников, сигнализаций в домах. И если раньше над чипизацией просто смеялись, что сегодня это уже применяется на практике. И все это идет через доминирование одного центра. Как пример, представитель МИД привела механику процессов раздачи «страйков» на медиаплатформах и блокировке неугодных в том числе политических каналов по указанию спецслужб.
И все это вынуждает нашу страну идти по пути защиты национальных интересов, повышать роль суверенизации. Нужен баланс: доступ к глобальной сети, развивать автономизацию рунета, повышать значимость национального сегмента.
И здесь важную роль играет наблюдаемый отток IT-специалистов за рубеж. Готовили в России, но, как оказалось, не для себя. Поэтому, по ее мнению, нужно готовить еще и идеологически.
Цифровой суверенитет — это национальная безопасность. Это факт нужно закрепить концептуально и законодательно. Время стартапов осталось в прошлом, пришло время серьезной цифровизации.
Вопросы качества отечественных разработок поднял депутат Александр Хинштейн. В частности, накопились вопросы к Rutube и качеству развиваемой ГазпромМедиа площадке. При этом были отмечены позитивные достижения по другим направлениям. Социальные сети растут огромными темпами. Блокировки соцсетей дают переток аудитории в VK. И это можно признать конкретным достижимым результатом. Поисковики тоже пока используют конкурентное преимущество и держат конкуренцию с Google. Яндекс занимает лидирующие позиции.
Свободные ниши для импортозамещения
Большинство IT-гигантов ушли из России по политическим причинам. И нужно заполнять ниши. 230 млрд руб составил объем программы импортозамещения за последний год. 10% от этой суммы — это программы стартапов и фонды.
Цифровой суверенитет начали выстраивать еще в 2019, приняли ключевые законы. Результат этой работы очевиден. Правда, запрещенными ресурсами продолжают пользоваться граждане. При этом Хинштейн не поддерживает введение ответственности за пользование VPN и просмотр запрещенных ресурсов.
Крайне важным шагом был так называемый «Закон о приземлении». Это тренд, который потом стал популярным и в других странах по отношению к IT-компаниям.
Безопасность необходимо поддерживать во всех формах ее проявлений: от защиты от кибермошенников до распространения фейков. Правила в сети должны быть как в жизни: клевета и оскорбление необходимо пресекать. И в целом, можно ужесточать за эти нарушения ответственность.
Фото: Telecom Times.