Мошенники становятся все более изощренными и изобретают новые схемы: будьте бдительны. А для помощи нашим читателям публикуем топ необычных кейсов, которые направлены в том числе на детей, пенсионеров и руководителей.
Игровые сообщества и дети
Во время летних каникул возрастает риск мошенничества в отношении детей в игровых сообществах. Жулики, притворяясь представителями службы поддержки или участниками игры, входят в доверие к детям и провоцируют их опустошать счета родителей, рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
Они используют манипуляции, чтобы завоевать доверие детей, а затем предлагают им услуги, такие как прокачка персонажей, покупка внутриигровой валюты, прохождение сложных уровней и получение редких предметов экипировки и транспорта.
Для получения желаемого ребёнка уговаривают использовать мобильное устройство родителей с установленным приложением онлайн-банкинга. Жулики убеждают его выполнить действия, направленные на кражу средств со счетов взрослых: отправить фото реквизитов карты, перевести деньги на указанные реквизиты в личном кабинете онлайн-банкинга родителя, ввести реквизиты карты на фишинговом сайте или отсканировать отправленный мошенниками QR-код.
Хотя действия мошенников могут отличаться, результат всегда один — после выполнения этих действий взрослый обнаруживает списание средств со своего счёта.
Станислав Кузнецов, заместитель Председателя Правления Сбербанка: «Хочу предупредить детей и родителей о возрастающих рисках мошенничества во время игр в интернете, так как в период летних каникул многие школьники больше времени проводят за компьютером. К увлечённому игрой ребёнку гораздо проще войти в доверие: злоумышленник может оперировать фактором «командного духа», некой общей целью, льстить, обещать то, что игрок по определению хочет получить, некоторое время играть с ним в одной команде. Таким образом мошенник достаточно быстро превращается в «своего» и начинает управлять ребёнком в своих интересах. В результате ребёнок становится жертвой злоумышленников и под их влиянием опустошает счета родителей. Рекомендую родителям поговорить со своими детьми о правилах безопасного поведения в интернете».
Новая «пенсионная» схема
Одна из популярных схем: злоумышленники, представляясь сотрудниками пенсионного фонда, звонят людям и узнают пароль от личного кабинета на портале Госуслуг. Затем они получают доступ к этому кабинету и используют его для оформления кредитов на сайтах микрофинансовых организаций.
Сейчас наблюдается рост мошеннической активности с новой легендой «Уточнение от пенсионного фонда». Звонки чаще всего получают люди старшего возраста.
Мошенники связываются с потенциальной жертвой по телефону и сообщают о необходимости исправить ошибки в начислении пенсии. Они предлагают человеку приехать в центральный офис пенсионного фонда и записаться на определённые дату и время. Мошенники инициируют вход на портал Госуслуг, присылают жертве СМС для подтверждения доступа и просят назвать цифры из сообщения. Если человек сообщает эти данные, злоумышленники получают доступ к его личному кабинету.
Получив доступ, мошенники регистрируются на сайтах микрофинансовых организаций от имени жертвы, используют функцию «Войти с помощью Госуслуг» и оформляют кредит. Затем они быстро обналичивают полученные деньги, оставляя жертве долги с высокими процентными ставками.
Персональные данные из личного кабинета Госуслуг пострадавшего также могут быть использованы в других мошеннических схемах.
В фокусе руководители и главбухи
Сбер предупреждает и о росте случаев мошенничества в отношении руководителей и главных бухгалтеров компаний. В июне было обнаружено более 20 подобных эпизодов.
Злоумышленники связываются с генеральным директором или главным бухгалтером компании через мессенджеры, представляясь учредителем или директором фирмы. Для повышения доверия они загружают фотографии из доступных источников, например с сайта компании или используют аватар реального аккаунта.
После обмена общими фразами (приветствие, вопрос) мошенники входят в доверие и поручают срочно оплатить консультационные услуги по указанным реквизитам разных банков или взять кредит. Если потенциальная жертва пытается перезвонить, мошенники отклоняют вызов и отправляют сообщения «Занят» или «Не могу говорить».
В одном из эпизодов на генерального директора оказывалось давление от имени двух учредителей. Мошенники знали стиль общения этих людей, структуру компании и внутренние процессы взаимодействия. Готовясь к атаке, они тщательно изучили свою жертву.
Рекомендуется не принимать поспешных решений, если руководитель отправляет сообщение в мессенджере с указанием перевести деньги на определённый счёт, оказывает давление и торопит, но при этом не отвечает на звонки.
Фото: Firestock.