Аналитики ЮKassa и крупные ритейлеры поделились прогнозами на День холостяка и «Черную пятницу». А некоторые бренды делают ставку на эксклюзивность товара и уникальное позиционирование, отказываясь от участия в массовых распродажах.
Прогноз экспертов на «Черную пятницу»
Обороты онлайн-площадок могут вырасти до 20%. В России уже несколько лет наблюдается тенденция раннего старта распродаж, и в этом году Чёрная пятница продлится до начала декабря. Многие россияне закупают подарки на Новый год, и ноябрьские распродажи плавно переходят в новогодние. В течение года проводятся дополнительные акции от разных площадок и ритейлеров, например Зелёный день от Сбера, который продлится с 7 по 12 ноября.
Большое количество акций позволяет покупателям приобретать товары без ожидания Чёрной пятницы, что замедляет рост оборотов и количества покупок в сезон скидок. На предстоящих распродажах эти показатели могут быть ниже, особенно в онлайн-сегменте.
С 10 по 12 ноября прошлого года обороты интернет-магазинов, подключённых к ЮKassa, выросли незначительно — на 5% по сравнению с распродажей 2022 года. Количество продаж осталось прежним, а средний чек увеличился на 6% до 1 510 рублей.
Что касается «Черной пятницы», с 24 по 26 ноября 2023 года обороты интернет-магазинов выросли на 11% по сравнению с распродажей 2022 года. Число продаж не изменилось, а средний чек увеличился на 12% до 1 484 рублей.
Дмитрий Кармишин, коммерческий директор финтех-компании ЮMoney, прогнозирует увеличение объёма онлайн-продаж на 20–25% в этом году. Рост будет зависеть от отрасли. Например, спрос на путёвки может быть низким из-за повышения цен на зарубежные туры.
Сильнее всего растёт спрос на спортивные товары, одежду и косметику. По данным RetailCRM, в 2023 году общее число заказов во время Чёрной пятницы увеличилось в 1,6 раза по сравнению с обычной неделей, а доход бизнеса вырос в 1,2 раза. Лидерами по дополнительной выручке стали категории «одежда и обувь», «спорт и отдых», «мебель», «ювелирные украшения» и «косметика».
Дмитрий Бороздин, генеральный директор RetailCRM, отмечает небольшое, но стабильное снижение числа заказов и доходов во время «Черной пятницы» за последние два года. Однако эксперт считает, что «Черная пятница» остаётся важным периодом для ритейлеров.
Ритейлеры ожидают повышенного спроса в период распродаж
Согласно прогнозам аналитиков, в этом году наибольший рост спроса ожидается в сегментах электроники и бытовой техники, одежды и обуви, а также товаров для дома и косметики.
Например, «Ситилинк» отмечает, что скидки и специальные предложения популярны среди российских потребителей. Сеть запустила свою распродажу «Оранжевая пятница» с 16 октября и планирует начать «Черную пятницу» раньше официального старта.
Кроме того, на распродажу одежды и обуви повлияли аномально тёплые погодные условия сентября. Lamoda провела эксклюзивную акцию для покупателей с 7 по 31 октября, где самыми популярными категориями были сезонная одежда, обувь и аксессуары, спортивные коллекции, премиальные сумки и товары для дома.
Также отмечается рост популярности услуг на распродажах. «Нетология» предлагает скидки, бандлы и акции формата BOGO, а также готовит дополнительные скидки.
Стратегия некоторых компаний заключается в предложении нишевых или премиум-услуг существующим клиентам и больших пакетов услуг или подарочных карт для новых клиентов.
Однако существуют бренды, которые не считают сезонные распродажи актуальными. Бренд одежды A Quick Buck фокусируется на уникальности продукта и контентно-ориентированном маркетинге, используя эти подходы круглый год.
«В период распродаж мы оставляем прежними позиции по контент-маркетингу, усиливаем их и прорабатываем базу клиентов. Иногда также выпускаем межсезонные дропы, чтобы привлечь внимание аудитории. Всё это в совокупности даёт хороший прирост и позволяет не просесть во время массовых распродаж», — говорит директор по маркетингу A Quick Buck Роман Галимов.
Фото: Firestock.