Принятое Постановление Правительства РФ №1300, регламентирующее механизм маркировки звонков от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по факту своей публикации выявило ряд фундаментальных проблем, способных сделать его реализацию крайне затруднительной и неэффективной. Разбираем маркировку звонков подробно.
Ключевой недоработкой документа является полное отсутствие унифицированного технического регламента для обмена данными между различными операторами связи.
Вместо создания централизованной системы или четких стандартов взаимодействия, документ содержит лишь отсылку к тому, что передача информации должна осуществляться автоматически, но лишь «с учетом технической возможности сетей связи». Эта расплывчатая формулировка де-факто переводит решение вопроса из правовой в коммерческую плоскость, где малые операторы и операторы фиксированной связи оказываются в заведомо проигрышном положении против крупных мобильных операторов, которые могут диктовать свои условия и форматы взаимодействия.
Другим критичным аспектом является заложенная в положении модель монетизации.
Постановление прямо указывает на необходимость заключения возмездного договора между оператором-инициатором и его абонентом-юрлицом на предоставление услуги по передаче сведений. Это означает, что исполнение законодательного предписания ложится на бизнес в виде дополнительных операционных расходов. При этом для индивидуальных предпринимателей установлен крайне урезанный формат передачи данных — только фамилия и инициалы, что обусловлено необходимостью соблюдения законодательства о персональных данных, но сводит на нет саму информативность маркировки для получателя вызова.
Наиболее показательной является лоббистская оговорка, позволяющая абоненту заключить прямой договор на маркировку с мобильным оператором, минуя своего оператора связи.
Это решение позволяет крупным игрокам рынка ПРТС монетизировать сервис напрямую, перехватывая клиентов, в то время как оператор-инициатор выбывает из цепочки.
Таким образом, вместо создания бесплатной и общедоступной государственной системы, была имплементирована модель, ведущая к фрагментации рынка, росту издержек для бизнеса и, в конечном счете, для конечных потребителей.
Что полностью противоречит изначально заявленным целям повышения прозрачности звонков и борьбы с мошенничеством.
Фото: Firestock.