С 1 июня 2025 года вступило в силу официальное предписание Роскомнадзора, запрещающее операторам связи использовать для рабочих коммуникаций с клиентами иностранные мессенджеры, не прошедшие процедуру официальной регистрации на территории РФ. Данная мера была призвана повысить безопасность передачи персональных данных абонентов и минимизировать риски утечек чувствительной информации за рубеж.
Однако, как показывают данные мониторинга, ряд крупнейших игроков телеком-рынка открыто игнорируют эти требования. Ярким примером является ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), который в своих официальных email-рассылках продолжает рекламировать канал поддержки в Telegram как один из приоритетных способов связи. Аналогичные практики были замечены и у некоторых дочерних компаний «Ростелекома», а также у ряда региональных операторов.
С правовой точки зрения, подобные действия формируют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ («Нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области связи порядка обработки персональных данных»). Санкция статьи предусматривает для юридических лиц штрафные взыскания в объеме от 100 до 700 тысяч рублей. При систематическом характере нарушений совокупность штрафов может достигать значительных сумм.
Сложившаяся ситуация вызывает серьезные вопросы относительно эффективности механизмов контроля и правоприменения. Формальное принятие регуляторных норм без создания действенной системы аудита и привлечения к ответственности приводит к их дискредитации. Это не только создает риски для защиты данных пользователей, но и формирует прецеденты избирательного подхода к соблюдению федерального законодательства.
Ирония заключается в том, что подобный правовой нигилизм выгоден, в первую очередь, злоумышленникам. Несовершенство системы и повсеместное несоблюдение правил работы с персональными данными упрощают для киберпреступников социальную инженерию и снижают порог входа для организации фишинговых атак под видом служб поддержки.
Таким образом, налицо классический разрыв между законодательной инициативой и ее практической имплементацией. Для восстановления правового поля требуется либо ужесточение контрольно-надзорных мероприятий со стороны РКН, либо пересмотр самой модели регулирования с точки зрения ее исполнимости и соответствия реальным бизнес-процессам на рынке телекоммуникаций.
Фото: Firestock.