Операторы связи направляют коллективное обращение к премьер-министру РФ и призывают коллег присоединиться к инициативе

Операторы связи направляют коллективное обращение к премьер-министру РФ и призывают коллег присоединиться к инициативе

Операторы связи инициировали сбор подписей под коллективным обращением к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину. Требование отрасли — срочно пересмотреть дискриминационные правила маркировки звонков и МАВ, которые грозят резким ростом цен для бизнеса и создают угрозу стабильности связи. В письме содержится развернутый анализ рисков и конкретные предложения по альтернативному решению.

В российской телекоммуникационной отрасли нарастает серьезное напряжение, связанное с введением новых правил маркировки звонков и массовых автоматизированных вызовов (МАВ). Крупные, малые и фиксированные операторы связи объединяются, чтобы обратиться к Правительству РФ с предупреждением о рисках, которые несут в себе текущие условия реализации поправок в закон «О связи». Их главные опасения — резкий рост платежей для бизнеса и угроза стабильности всей национальной телефонной сети.

С Полным текстом письма и шаблоном подписей можно ознакомиться ниже.
Сканы собирают на markirovka1300@yandex.ru

Суть проблемы: дискриминационная схема и угроза конкуренции

Основная претензия операторов направлена на схему, предложенную крупными операторами мобильной связи (ПРТС), такими как «ВымпелКом» (Билайн). Согласно их условиям, фиксированные операторы и другие участники рынка, чьи абоненты звонят на мобильные номера, должны заключать агентские договоры. Плата за маркировку каждого исходящего вызова оценивается в среднем в 30 копеек.

При средней стоимости минуты звонка в 1,5 рубля это увеличивает расходы абонента более чем на 40%. Для средней компании с месячным счетом в 5000 рублей это означает дополнительную нагрузку в 2000 рублей исключительно за маркировку, причем плата взимается за каждую попытку дозвона, даже неуспешную.

Ситуацию усугубляет вопиющая разница в тарифах. Те же крупные мобильные операторы предлагают своим собственным корпоративным клиентам подключить маркировку за символические 30 рублей в месяц с номера.

Эта разница в два порядка подтверждает, по мнению авторов обращения, что реальная стоимость услуги маркировки ничтожна, а предлагаемая схема является дискриминационной и ограничивает конкуренцию.

Более того, операторы ПРТС открыто заявляют о готовности с 1 октября 2025 года блокировать звонки от тех, кто не подпишет агентские договоры, хотя никаких правовых оснований для таких действий нормативные акты не предусматривают.

Техническая альтернатива

Операторы предлагают разумное и уже готовое техническое решение — использовать государственную систему Единую платформу верификации вызовов (ЕПВВ/ИС «Антифрод»), которая была создана Минцифры РФ для блокировки мошеннических звонков. Эта платформа уже подключена ко всем операторам и позволяет реализовать требования закона прозрачно, без гигантских издержек и риска злоупотреблений.

Дополнительной проблемой является отсутствие в законе четкого определения, что такое массовый и/или автоматизированный вызов (МАВ). Это приводит к произволу: мобильные операторы могут по своему усмотрению блокировать легитимные звонки от банков, кол-центров или социологических служб, снижая общую стабильность связи.

В коллективном обращении на имя Председателя Правительства Михаила Мишустина операторы связи формулируют три ключевых предложения:

  1. Пересмотреть экономическую модель. Определить маркировку как неотъемлемую часть услуги связи, а не отдельную платную опцию, и установить справедливый тариф, основанный на реальных издержках.
  2. Использовать государственную платформу: дать поручение о применении уже существующей системы ЕПВВ/ИС «Антифрод» для технической реализации маркировки, что обеспечит равные условия для всех и быстрое внедрение.
  3. Устранить правовые пробелы. Четко законодательно определить критерии массовых и автоматизированных вызовов (МАВ), чтобы исключить произвольные блокировки.

Отрасль надеется на оперативное создание рабочей группы при Правительстве для скорейшего разрешения кризисной ситуации, которая угрожает не только бизнесу операторов, но и доступности связи для миллионов граждан и компаний России.

С Полным текстом письма и шаблоном подписей можно ознакомиться ниже.
Сканы собирают на markirovka1300@yandex.ru

Шаблон подписи

На бланке организации

[НАЗВАНИЕ ОПЕРАТОРА СВЯЗИ ] просит рассмотреть коллективное обращение операторов телефонной связи по проблеме маркировки телефонных вызовов и массовым и(или) автоматизированным вызовам исх. №КООТС-01 от 25.09.2025 по существу. Ответ о принятых мерах или о движении письма в случае перенаправления прошу выслать по адресу:
[ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС(ИНДЕКС, ОБЛАСТЬ, РАЙОН, ГОРОД, АДРЕС)]
а также на адрес электронной почты — [ПОЧТА].

Заранее благодарим.

С уважением,
[ДОЛЖНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ]
[НАИМЕНОВАНИЕ ОПЕРАТОРА СВЯЗИ]

Полный текст обращения

В Правительство Российской Федерации Председателю Правительства РФ М.В. Мишустину

Адрес: 103274, Москва, Краснопресненская наб., д. 2, стр. 2

Коллективное обращение операторов телефонной связи по проблеме маркировки телефонных вызовов и массовых и (или) автоматизированных вызовов

Уважаемый Михаил Владимирович,

Нижеподписавшиеся Операторы связи обращаются к Вам с просьбой оказать содействие и принять меры в рамках полномочий Правительства РФ в решении проблемы отрасли, связанной с маркировкой звонков и массовыми вызовами.

01 сентября 2025г. вступили поправки в Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ (далее – ФЗ «О связи»), согласно которым были введены новые требования к операторам связи по маркировке телефонных вызовов от абонентов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.91 ст. 46, далее – «маркировка») и массовых и (или) автоматизированных вызовов (ст. 441-1 , далее – МАВ).

Для исполнения требований указанных статей было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2025 No 1300 «Об утверждении Правил передачи оператором связи, с сети связи которого инициируется телефонный вызов, на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) информации об абоненте юридическом лице либо индивидуальном предпринимателе, инициировавших телефонный вызов» (далее – «Правила маркировки»).

Предложенная операторами ПРТС схема реализации требований по маркировке создает условия для дискриминации операторов связи. Согласно условиям, представленными операторами ПРТС на официальных сайтах или в ответах, стоимость маркировки вызовов и МАВ из сетей фиксированных операторов будет оставлять в среднем 30 коп. за каждый факт попытки вызова. При средней стоимости звонка для конечных абонентов в 1.5 руб./мин. при внедрении маркировки вызова и МАВ расходы абонента вырастут до 2.1 руб./мин. – более, чем на 40%!

При среднем уровне расходов абонента юридического лица или индивидуального предпринимателя на исходящие вызовы в 5000 руб. операторы фиксированной связи будут брать дополнительно не менее 2000 руб. за маркировку и МАВ. Важно отметить, что операторы ПРТС взимают плату не за фактическое отображение маркировки, а за попытку вызова даже когда номер абонента не в сети или телефонный аппарат выключен. При таком подходе в некоторых отраслях экономики при значительных объемах вызовов (например, социологические опросы) расходы на маркировку и МАВ, по оценками специалистов, могут кратно превышать текущие счета на оплату услуг связи.

Одновременно с этим для своих абонентов (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) операторы ПРТС установили стоимость маркировки в сотни раз ниже сумм, которые заплатят абоненты, подключенные по агентской схеме. Так, ООО «Т2 Мобайл» предлагает доплату за маркировку в 30 руб./мес. на один номер для юридического лица, иные операторы ПРТС также анонсировали незначительные доплаты за маркировку.

Таким образом, операторы ПРТС, принуждая операторов фиксированной связи к заключению навязанных агентских договоров, ставят их в заведомо неравные условия, создают дискриминацию в отрасли связи и ограничивают конкуренцию. Очевидно, что суммы 2000 руб. и 30 руб. имеют два порядка разницы. Размер предлагаемой платы для собственных абонентов операторами ПРТС говорит о том, что отображение маркировки для них самих ничего не стоит.

Некоторые операторы ПРТС заявили, что с 01 октября 2025г. звонки тех операторов, которые не подпишут агентские договоры, будут блокировать на сетях операторов ПРТС. В частности, ПАО «ВымпелКом» на организованном ими же открытом мероприятии 17 сентября 2025 года в
присутствии представителей нескольких сотен операторов связи публично это заявило. Правила маркировки не наделяют операторов ПРТС таким правом. Никаких ссылок на нормативные акты представители ПАО «ВымпелКом» не привели.

Все это создает угрозу для абонентов: фактически звонки в сети связи общего пользования будут блокироваться без юридических оснований. А нарушение порядка пропуска трафика создаст угрозу пропуска телефонного трафика между операторами связи и нарушение целостности инфраструктуры сетей связи РФ.

В то же самое время Министерством цифрового развития, массовых коммуникаций и связи РФ в 2023 году была создана государственная система для блокировки звонков с подменных номеров — ЕПВВ (единая платформа верификации вызовов) / ИС «Антифрод», которая позволяет в полной мере исполнить требования Постановления Правительства от 28.08.2025 No1300, поскольку к ней подключены все операторы фиксированной телефонной связи и операторы ПРТС. Через ИС «Антифрод» можно организовать эффективное, прозрачное и защищенное взаимодействие между всеми операторами телефонной связи без доработок со стороны оператора ИС «Антифрод» — ФГУП «ГРЧЦ».

Важно заметить, что в текущих нормативных актах отсутствует определение массовых и (или) автоматизированных вызовов. Многие операторы связи пытаются самостоятельно установить критерии массовых и (или) автоматизированных вызовов.

Это приводит к тому, что доведение вызова до вызываемого абонента ставится в фактическую зависимость от того, признает ли такой вызов массовым оператор, принимающий на своей сети вызов на вызываемого абонента, или нет. Операторы фиксированной связи отмечают злоупотребления со стороны операторов ПРТС: фактически многоканальные вызовы от компаний из различных отраслей на основании непрозрачных условий просто блокируются. Процент успешных телефонных вызовов и стабильность работы сети общего пользования в результате подобных «фильтров» со стороны операторов ПРТС значительно снижаются. Закон справедливо устанавливает необходимость заключения отдельного договора между инициатором МАВ и оператором, абонентам которого направляется вызов. Но порядок прохождения трафика от оператора номера вызывающего абонента к оператору номера вызываемого абонента при подобных МАВ не определен. Такая правовая неопределенность создает неравные условия для операторов связи.

К сказанному необходимо добавить, что на фоне ограничения голосовых вызовов через иностранные мессенджеры операторы наблюдают рост количества звонков в среднем на 15%. Что свидетельствует о чрезвычайной важности сохранения доступности телефонной связи внутри страны.

Операторы фиксированной связи поддерживают инициативу Правительства Российской Федерации по упорядочиванию и усилению контроля за качеством звонков.

Мы считаем важным выработать прозрачные, понятные и единые для всех операторов связи условия исполнения требований закона, которые позволят избежать дискриминации операторов связи.

Мы предлагаем:

  1. Внести поправки в Правила маркировки и определить, является ли маркировка вызовов услугой, неразрывно связанной с услугой оказания телефонной связи. Считаем правильным найти баланс между фактическими расходами операторов связи на поддержание сервиса и конечной стоимостью услуги для абонентов. Текущие условия, предлагаемые операторами ПРТС, создают дискриминационные условия для операторов фиксированной связи.
  2. С целью сокращения сроков внедрения маркировки вызовов, а также расходов операторов связи на разработку единого стандарта передачи информации об абонентах в контексте Правил маркировки предлагаем использовать уже функционирующую и показавшую свою эффективность на практике Единую платформу верификации вызовов (ЕПВВ/ИС«Антифрод»). Текущая версия ЕПВВ/ИС «Антифрод» позволяет без каких-либо технических доработок со стороны оператора ЕПВВ (ФГУП «ГРЧЦ») обеспечить реализацию требований Правил со стороны всех операторов связи России вступивших в силу поправок к законам. Со стороны операторов связи и поставщиков технических решений реализация может быть сделана с минимальными усилиями и техническими доработками. Просим дать поручение ФГУП «ГРЧЦ» (оператор ЕПВВ/ИС «Антифрод») для координации работы и запуска механизма на сетях всех операторов телефонной связи. Такое решение, в отличие от предлагаемых операторами ПРТС схем, позволяет операторам связи для исполнения п.9 Правил маркировки подтверждать факт взаимодействия между инициатором телефонного вызова, оператором-инициатором и оператором ПРТС.
  3. Внести поправки в ст. 2 ФЗ «О связи» для уточнения определения массовых и (или) автоматизированных вызовов, задать критерии отнесения вызовов к массовым, например: количество одновременных вызовов с одного А-номера в единицу времени, количество уникальных вызовов на Б-номер в единицу времени, общий объем исходящих вызовов от одного абонента в единицу времени. Критерии могут быть выработаны в процессе обсуждения.

Убедительно просим Вас создать рабочую группу по обсуждению вышеуказанных предложений и выработке решения с учетом интересов всех участников отрасли. Готовы принять самое активное участие в этой работе.

Подписи операторов связи на следующих страницах письма.

Фото к материалу: Firestock.