В декабре 2025 года Роскомнадзор официально объявил о блокировке игровой платформы Roblox в России, акцентировав не санкции, а проблемы с контентом и безопасностью. Это решение, формально отличное от ухода по инициативе самой компании, стало знаковым финальным актом для платформы в РФ и катализатором глубоких изменений в цифровой индустрии.
Контент vs. Санкции
Если ранее основной причиной остановки работы Roblox Corporation считались санкционные риски и платежные разрывы, то финальным вердиктом стало решение регулятора.
Роскомнадзор обосновал блокировку «выявленными фактами массового и неоднократного распространения материалов с пропагандой экстремистской и террористической деятельности, призывов к насилию и пропаганды ЛГБТ-тематики».
Ведомство заявило о неспособности внутренней системы модерации платформы обеспечить безопасность, указав на наличие «неподобающего контента», который может негативно влиять на детей. Конкретизировались претензии: в игровых локациях моделировались теракты (например, нападения на школы), азартные игры, а также происходили случаи сексуальных домогательств к несовершеннолетним, вымогательства интимных фото и склонения к развратным действиям. По данным РКН, с 2019 года платформе неоднократно направлялись жалобы и предписания, которые были проигнорированы.
Этот шаг формально сместил фокус с финансово-юридических сложностей на вопросы исполнения российского законодательства, в частности, законов о защите детей от вредной информации (149-ФЗ) и о запрете экстремистских материалов.
Краткосрочные последствия
Блокировка, последовавшая за длительными техническими проблемами, стала окончательным ударом по платформе. Во-первых, возник некий вакуум на рынке. На момент ухода Roblox был одной из крупнейших игровых платформ для аудитории 7-16 лет в России. Его исчезновение по решению регулятора создало не просто дыру, а четкий сигнал рынку о неприемлемости подобной модели модерации.
Во-вторых, началась массовая и окончательная миграция пользователей. Часть аудитории, ранее использовавшая VPN, столкнулась с усиленными блокировками, другая, большая часть, окончательно рассеялась по альтернативным платформам: Minecraft, Fortnite Creative, отечественным проектам. В-третьих, наступил финальный кризис для разработчиков. Российские студии и создатели, цеплявшиеся за возможность работы через VPN, потеряли последние надежды. Это ускорило как уход талантов, так и их переход на другие платформы или в локальные проекты.
Наконец, платформа, которая была в том числе социальной сетью и пространством для цифровой социализации, стала отрезана от людей на государственном уровне, что легитимизировало ее замену альтернативами в глазах родителей и образовательных учреждений.
Стратегические последствия и тренды
В долгосрочной перспективе блокировка Roblox сработает, вероятно, как мощнейший катализатор. Во-первых, это ускорение импортозамещения в геймдеве под эгидой безопасности.
Инцидент был использован как ключевой кейс, демонстрирующий «опасность» неконтролируемых зарубежных UGC-платформ. Это резко усилило аргументацию для государственной поддержки и инвестиций в отечественные аналоги, позиционирующие безопасность и культурный суверенитет как главные преимущества.
Во-вторых, произошла переоценка монетизационных и контентных моделей с акцентом на предварительную модерацию и соблюдение жёстких нормативных требований. В-третьих, началось формирование нового конкурентного ландшафта под контролем регулятора. На освободившуюся нишу стали претендовать игроки, изначально готовые к тесному взаимодействию с государством: крупные IT-холдинги (VK, Яндекс) с их инфраструктурой; традиционные издатели, способные обеспечить серьёзную модерацию; стартапы, фокусирующиеся на образовательном и «безопасном» развлекательном контенте.
И в-четвертых, блокировка стала сильным стимулом для регуляторных инициатив по созданию «суверенных» цифровых сред для детей, что может вылиться в отдельные стандарты и реестры для подобных платформ.
Перспективы российского рынка
Создание успешного аналога Roblox в новых условиях — задача, осложненная дополнительными требованиями. Технологический стек и модерация теперь неразделимы. Необходимо создание не просто мощного движка для UGC, но и встроенных, масштабируемых систем пре- и постмодерации, способных фильтровать контент в реальном времени, что на порядок увеличивает сложность и стоимость проекта. Экономика экосистемы должна учитывать затраты на постоянный мониторинг и соответствие законодательству, что может съедать значительную часть маржи.
Критическая масса должна быть достигнута в условиях, когда доверие родителей к подобным платформам подорвано, а значит, потребуются дополнительные усилия по сертификации и продвижению как «безопасной зоны».
Вопросы приватности и контроля выходят на первый план: сбор данных для идентификации и модерации должен балансировать с требованиями защиты персональной информации.
После блокировки Roblox в России в ближайшие 2-3 года стоит ожидать появления нескольких отечественных проектов, которые будут пытаться занять освободившуюся нишу, делая главный акцент не на свободе творчества, а на безопасности, контроле и культурном соответствии. Их жизнеспособность будет проверяться не только рынком, но и их способностью существовать в жёстких рамках нового цифрового ландшафта.
Фото: Firestock.
