Исследование уровня цифровизации и автоматизации HR-процессов в российских компаниях было проведено совместно МТС Линк и hh.ru. По результатам исследования выяснилось, что 42% респондентов в настоящее время осуществляют все HR-процессы вручную. Тем не менее, в 77% компаний используются онлайн-собеседования.
Автоматизация и онлайн-найм
Среди наиболее популярных сервисов для онлайн-собеседований в российских компаниях выделяются общедоступные мессенджеры Telegram и WhatsApp. Среди российских решений наибольшей популярностью пользуются Яндекс Телемост и МТС Линк. То же самое касается процесса онбординга: в топ-10 отсутствуют российские решения, а предпочтение отдается Telegram, WhatsApp и Discord. Стоит отметить, что крупные компании (свыше 3000 сотрудников) предпочитают использовать внутренние порталы для онбординга в 72% случаев.
62% опрошенных считают, что автоматизация HR-процессов способствует повышению эффективности подбора персонала. Тем не менее, у 42% российских компаний HR-процессы не автоматизированы. С увеличением размеров компании вероятность автоматизации возрастает. Например, 72% крупнейших компаний (свыше 3000 сотрудников) используют автоматизацию.
«Наш опыт и недавние исследования показывают, что российские компании сегодня активно тестируют и внедряют отечественное программное обеспечение. Однако в процессе найма они всё еще полагаются на зарубежные решения. Вероятнее всего, это связано с их распространенностью среди рядовых пользователей — соискателям привычнее подключаться к интервью через Telegram или WhatsApp, которыми они пользуются каждый день. Даже несмотря на то, что на собеседованиях сотрудники компаний как правило не делятся чувствительной информацией, применение общедоступных приложений может быть связано с риском утечки данных. Именно поэтому, на наш взгляд, компаниям следует постепенно переходить на российские ВКС-системы и мессенджеры для проведения собеседований», — отмечает HR-директор МТС Линк Илья Потапенко.
Помимо автоматизации, социальные сети также признаны респондентами эффективным средством для повышения эффективности HR-процессов (38% опрошенных). Особенно они ценятся в крупных компаниях (от 500 до 1000 человек), где их преимущества отмечают 49% респондентов.
Используют ли искусственный интеллект
Только 5% компаний используют искусственный интеллект в процессе подбора и адаптации сотрудников.
Планирующих внедрить инструменты на основе ИИ 46%, в то время как остальные 49% пока не рассматривают такую возможность. Интересно, что треть респондентов считают, что ИИ способен проводить первичный скрининг и ранжирование резюме кандидатов, также такое же количество людей доверяет алгоритмам ранжирования откликов на вакансии. Кроме того, четверть респондентов считают, что ИИ уже сейчас способен оценивать качество резюме, а 18% считают, что он может информировать участников рынка труда о компании.
Почти половина респондентов (49%) проводят онлайн-собеседования в качестве первого этапа отбора, затем переходя к очным встречам. 27% компаний готовы проводить все этапы собеседований онлайн (интервью с HR-специалистом, руководителем и выполнение тестового задания). Этот формат наиболее актуален для крупных компаний: 42% из них проводят онлайн-собеседования на всех этапах, и еще 51% — для первичного знакомства с соискателем.
Московские компании проводят больше всего онлайн-собеседований на первом этапе (55%), в то время как Санкт-Петербург выделяется как лидер по доле онлайн-собеседований на всех этапах (35%). В других регионах России лишь 22% компаний проводят все этапы собеседований онлайн, а 48% используют этот формат для первичного знакомства.
У 22% компаний решение о проведении онлайн-собеседования зависит от роли потенциального сотрудника. Большинство компаний, которые применяют онлайн-интервью, используют его при подборе менеджеров по продажам и работников, обслуживающих клиентов (40%), а также при поиске программистов и разработчиков (26%). Также в тройку лидеров вошли бухгалтеры и экономисты (25%).
Плюсы и минусы онлайн инструментов
Большинство респондентов выделили экономию рабочего времени как основную причину проведения онлайн-собеседований. Также в топ-3 причин входят поиск кандидатов в других городах (50%) и удобство организации встреч с соискателями (45%). Однако, этот последний критерий оказался наиболее актуальным для московских компаний (51% респондентов из столицы против 42% в Санкт-Петербурге), в то время как для петербургских компаний важнее была экономия времени (70% против 64% в Москве).
Наибольшей сложностью онлайн-найма респонденты назвали необходимость контроля за удаленными сотрудниками — об этом заявили 68% опрошенных. Более трети отметили неудобный формат онбординга для удаленных сотрудников, а каждый четвертый упомянул длительный документооборот.
Фото: Firestock.