В 2023 году российский рынок доставки ТВ-сигналов по наземным каналам связи вырос почти на 40% и достиг 960 миллионов рублей. Этот рост обусловлен глобальными трендами, спецификой российского рынка и проблемами со спутниковыми ресурсами. Компания «Синтерра Медиа» проанализировала развитие рынка с 2018 по 2023 год, учитывая данные из открытых источников и собственные наработки экспертов.
Рынок доставки ТВ-сигналов делится на две основные среды: распространение сигнала по наземным каналам связи и доставка сигнала по спутниковым каналам.
Услуги по наземной доставке предоставляют специализированные операторы, такие как «Синтерра Медиа», ЦВКС «МСК-IX», «РТП Медиа» и другие. В последние годы активно развивается доставка ТВ-сигналов через интернет по SRT-протоколу, что позволяет новым игрокам, таким как «Майкроимпульс», «ГлобалНет» и «Хом-АП.ТВ», выходить на рынок. Летом 2023 года даже спутниковые операторы, например, «Орион Экспресс», начали предоставлять услуги наземной доставки, конкурируя с традиционными наземными операторами.
Российский B2B-рынок доставки ТВ-сигналов быстро развивался в последние пять лет благодаря переходу на наземные каналы связи и повышению требований к пропускной способности каналов. Объём рынка доставки сигнала по земле вырос с 308 млн рублей в 2018 году до 623 млн рублей в 2023 году, увеличившись на 10,1% в 2022 году и на рекордные 39,9% в 2023 году. Основным драйвером роста стала необходимость замены спутниковых каналов связи из-за искусственных помех со стороны сопредельных государств.
«Первые инциденты с подменой контента на телеканалах были единичными. Однако, когда хакеры поняли, что могут использовать уязвимость спутниковой доставки сигнала, кибератак становилось все больше. Первыми тревогу забили вещатели, которые стали призывать операторов кабельного ТВ переходить со спутника на «землю» или использовать спутниковый канал как резервный», – прокомментировал генеральный директор компании «Синтерра Медиа» Григорий Урьев.
Предпосылки роста российского рынка наземной доставки ТВ-сигналов включают:
- активное развитие наземной инфраструктуры, включая завершение строительства Национальной медиасети «Синтерры Медиа» и запуск проекта «Медиалогистика 2.0»;
- повышение потребительских требований к ТВ и видео по запросу (VoD), что приводит к миграции контента в наземные каналы;
- увеличение количества каналов, в том числе HD- и UHD-каналов, требующих более широкой пропускной способности;
- более низкую себестоимость наземной доставки по сравнению со спутниковой;
- сокращение расходов на специалистов для настройки и обслуживания спутникового оборудования;
- подмену кибермошенниками ТВ-контента и атаки на спутниковые каналы связи;
- повышение уровня защищённости и информационной безопасности.
Фото: Firestock.