Интернет, который мы привыкли воспринимать как универсальную среду безграничной свободы, в ближайшие годы может разделиться на множество «цифровых островов», каждый со своим набором правил, ограничений и физическими границами. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Первая четверть 21 века стала периодом тотальной цифровой трансформации, центральное место в которой занял интернет как главная сквозная, всеобъемлющая технология. Сегодня интернет не просто средство связи, но жизненно важная инфраструктура, соединяющей миллиарды людей по всему миру.
Цифровые острова
Страны все чаще принимают меры, направленные на формирование уникального регуляторного ландшафта национальных сегментов «всемирной паутины», что неизбежно порождает вопросы из серии: возможен ли единый цифровой мир, или глобальная сеть неизбежно будет разделена на фрагменты?
Подробнее о перспективах расскажет эксперт Центра глобальной ИТ-кооперации Юрий Линдре.
Что такое фрагментация интернета
Фрагментация интернета — это постепенно укореняющийся и, вероятно, долгоиграющий тренд, который будет прямо влиять на будущее онлайн-пространства по всему миру.
По своей природе это процесс разделения единой глобальной сети на отдельные зоны с уникальными правилами доступа, регулирования и безопасности.
В последние годы некоторые страны принимают всё более жесткие законы, регулирующие циркуляцию информпотоков, контроль над персональными данными и инфраструктурой связи. Ярким тому примером является Китай, чей «великий файрвол» строго ограничивает доступ к иностранным сервисам и соцсетям, включая Facebook, Х (запрещены в России) и Google. Вместо этого в Китае развиваются свои полностью подконтрольные аналоги — Baidu, WeChat и Weibo. Эта политика позволяет уполномоченным регуляторам цензурировать информацию внутри КНР, но при этом с неизбежной изоляцией китайских пользователей от мирового информационного поля.
А что в РФ?
Россия традиционно выступает за сохранение глобального интернета как открытого, свободного и безопасного для всех участников пространства, но с суверенным правом государства управлять своим национальным сегментом.
Если кратко, то наша модель является промежуточной между западной (минимальный контроль за исключением вопроса электронной коммерции, дозированная модерация и благоприятный режим для работы большинства цифровых платформ) и китайской.
Принципиальным моментом для России является наше неприятие односторонних ограничений и присваивания отдельным странам исключительных прав в управлении интернетом. С определённой точки зрения, России должна быть выгодна фрагментация сети, поскольку она открывает легальные возможности по формированию собственной регуляторной модели в национальном сегменте интернета. При таком развитии событий у нас значительно расширится свобода действий и вариативность в вопросах выстраивания рамок экономической активности, а также в целях сохранения когнитивного суверенитета российского общества путем внедрения системы контроля и модерации контента согласно, например, Указу Президента России «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Еще несколько лет назад попытки России вводить ограничения на деловую активность глобальных цифровых платформ (например, закон 2021 г. «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации»), включая требования Роскомнадзора соблюдать наше законодательство в части удаления по запросу вредоносного контента, воспринимались «в штыки» глобальными цифровыми платформами и стоящими за ними государствами (прежде всего США). Со стороны же «партнеров» Москве предъявлялся внушительный набор претензий за несоблюдение в должной мере взятых на себя обязательств в части обеспечения справедливой конкуренции, а также защиты принципов демократии и свободы слова в цифровом пространстве. Несмотря на эту критику, в России уже ограничены или запрещены Instagram, Facebook, YouTube, Discord и другие платформы, в качестве замены активно продвигаются, например, RuTube, VK Video и Looky.
Опыт Ирана
Однако фрагментация интернета – это не только вопрос вокруг США/Запада, России и Китая. Есть и другие значимые государства и центры силы. Так, Иран, контролирующий доступ к интернету через централизованное управление, также старается обезопасить пользователей от зарубежного влияния. Он ограничивает доступ к большинству западных социальных сетей и использует свои локальные версии мессенджеров и иных платформ.
Почему страны идут на такие меры
В эпоху, когда большие данные стали новой «нефтью», правительства обеспокоены вопросами цифрового суверенитета и безопасности. Усиливаются и экономические интересы — развитые страны наращивают свои технологические ресурсы, и многие государства стремятся защитить местные компании от влияния и конкуренции со стороны крупных иностранных игроков. Но такой подход означает риск распада глобального интернета на зоны, что делает его менее целостным и ограниченно доступным для простых пользователей.
Глобальный цифровой договор — есть ли шанс на единые правила
Совсем недавно в рамках «Пакта во имя будущего» (Pact for the Future), принятым в сентябре 2024 года, страны ООН также согласовали «Глобальный цифровой договор» (GDC).
По замыслам, это международный документ был призван зафиксировать общие принципы открытого, свободного и безопасного цифрового будущего для всех и каждого.
Несмотря на слово «договор», ГЦД представляет собой универсальный инструмент мягкого права, созданный с целью приведения к общему знаменателю интересов всех субъектов глобального цифрового взаимодействия (государств, разработчиков, обычных пользователей). Он должен был очертить контуры будущей системы управления интернетом и задать вектор развития ИИ-алгоритмов, помимо самого интернета — главных сквозных технологий цифровой трансформации, на основе принципов безопасности, равноправия и недискриминации.
Помимо этого ГЦД нацелен на устранение цифрового неравенства через всеобщее подключение к интернету, защиту прав пользователей и установление более прозрачного регулирования данных. Он также побуждает страны принимать усиленные меры по кибербезопасности и глобальному управлению ИИ с упором на защиту прав и безопасности пользователей.
Россия и альтернативный международный цифровой альянс
Россия с самого начала скептически относилась к международной работе по ГЦД, поскольку предметные и обоснованные предложения российских и зарубежных экспертов на этапе подготовки документа были попросту проигнорированы. И не только российских, потому что эта история не про плюрализм, а про единообразие. На финальном этапе в ходе «Саммита будущего» российской делегацией была предложена поправка с комментарием, что «этот текст никого не устраивает» и представляет собой вмешательство ООН в «вопросы, которые по существу относятся к внутренней юрисдикции любого государства». Отклонение поправки произошло путем общего голосования. Мнение России поддержали Беларусь, Корейская Народно-Демократическая Республика, Иран, Никарагуа, Судан и Сирия при 15 воздержавшихся.
Несмотря на значительное число стран, поддержавших принятие упомянутый «Пакт во имя будущего» и ГЦД, в России считают, что такие документы не могут считаться полностью легитимными, поскольку они не учитывают мнения всех ключевых участников международного сообщества.
В свою очередь, наша страна намерена сфокусировать усилия на создание и поддержку альтернативных международных альянсов в цифровой сфере, стремясь выработать независимые стандарты цифровой безопасности и суверенитета в сотрудничестве с дружественными странами.
Как фрагментация интернета скажется на пользователях
Для простых пользователей фрагментация интернета выражается в усилении контентной модерации, ведущей к ограничению доступа к некоторым видам информации, услугам и сервисам, сужению круга общения и снижению возможностей по ведению бизнеса и самовыражения.
Разделение «всемирной паутины» на «цифровые острова» приведет к тому, что жители разных регионов будут получать совершенно разный «пользовательский опыт». В странах с сильной цифровой цензурой многие интернет-ресурсы и возможности для самореализации будут полностью недоступны. При этом компании, работающие на глобальном уровне, будут вынуждены адаптировать свои сервисы под каждый регион или даже уходить с некоторых рынков.
Фрагментация интернета также проявляется в разном ассортименте контента. К примеру, на популярных стриминговых платформах, таких как Netflix, Disney+, Apple TV и др. предоставляются разные библиотеки фильмов, сериалов и шоу в зависимости от региона, что связано с лицензионными ограничениями и политикой локального регулирования. Например, сериал или фильм, доступный на Netflix в США, может быть недоступен в Европе или Азии, и наоборот. Это ограничение влияет на доступ пользователей к мировому контенту, часто вынуждая их искать альтернативные способы доступа к желаемым материалам, например, через VPN.
Еще один пример — ЕС, где GDPR (Общий регламент по защите данных) требует защиты данных пользователей, что вынуждает компании, не соответствующие этим требованиям, ограничивать свои сервисы для европейских пользователей. Таким образом, пользователи из разных стран сталкиваются с разными уровнями цифровой приватности и разной степенью контроля над своими данными.
Таким образом, интернет становится «разным» для разных регионов.
Риски распада интернета
Дробление глобальной сети может оказаться более опасным, чем кажется на первый взгляд. В теории риски могут нести глобальные и долгосрочные последствия, затрагивая кибербезопасность, развитие науки, культурное взаимодействие, международную торговлю и право на свободный доступ к информации.
1. Кибербезопасность и угрозы информационной безопасности.
Когда страны обособляют свои сегменты интернета, создавая автономные экосистемы, это в целом ведёт к лучшей защищённости от внешнего воздействия, включая кибератаки, но при этом создаёт внутренние уязвимости. В таких условиях можно легче нацелиться на конкретные инфраструктуры и вызвать значительный ущерб, как это было во время кибератак на банки в Иране.
2. Ограничение научного и культурного обмена.
Распад интернета и цензурирование информационных потоков напрямую сказывается на свободе обмена знаниями и результатами научной деятельности. Нарушается международное сотрудничество научно-академических кругов и на уровне студентов, которые подпадают под ограничения на доступ к информации.
3. Торговые барьеры и издержки для бизнеса.
Для международного бизнеса и ТНК фрагментация интернета означает дополнительные издержки, поскольку компании вынуждены адаптироваться к разным страновым нормам и требованиям, а также локализовать свои сервисы для каждого рынка.
4. Риски для свободы самовыражения и личной безопасности пользователей.
В странах с сильными ограничениями на доступ к информации в интернете пользователи не могут свободно выражать свои мнения и получать информацию без риска для личной безопасности.
Разделение интернета на интранет и практически недоступный экстранет (прослойка для связи с глобальным интернетом) в Северной Корее, например, привело к практически полному отсутствию доступа к внешнему миру, что изолировало жителей от огромного массива новостей и знаний.
5. Неравенство в доступе к технологиям и информации.
Распад интернета усиливает цифровое неравенство, означающее разные возможности для пользователей получать максимум от взаимодействия с цифровым пространством. Поскольку некоторые государства могут контролировать доступ к конкретным сайтам и онлайн-сервисам, пользователи получают неодинаковый объём знаний и возможности для развития.
Интернет — пространство для всех?
Учитывая растущую тенденцию к фрагментации интернета, становится очевидным, что мир рискует потерять единую цифровую среду, которую многие воспринимают как само собой разумеющуюся. Региональные сети с локальными правилами, ограниченный доступ к информации, рост киберугроз и издержки для международного бизнеса могут привести к серьёзным последствиям для всех сфер жизни — от науки до культуры и экономики.
Попытки через инструменты мягкого права типа Глобального цифрового договора повернуть тенденцию к распаду интернета в противоположенное направление пока не дают видимого результата.
Однако там, где для одних видятся проблемы, для других, включая Россию, открываются новые возможности, прежде всего, в деле суверенизации и защиты собственного цифрового информпространства.
Рано или поздно на международной арене появятся согласованные модальности регулирования глобальным интернет-пространством и хорошо бы, чтобы к этому моменту Россия подошла с полностью выстроенной и эффективной моделью функционирования национального сегмента интернета.
Фото: Firestock.
Благодарим Центр глобальной ИТ-кооперации за помощь при подготовке материала.