Nvidia договорилась об инвестициях в OpenAI на сумму до $100 млрд для финансирования строительства ЦОДов, сопоставимых по мощности с крупным городом. В ответ OpenAI обязалась закупить миллионы чипов Nvidia. Сразу же последовала критика «цикличного» характера этой сделки.
На этой неделе OpenAI, не смущаясь, заключила новое, похожее соглашение — на этот раз с конкурентом Nvidia, компанией AMD, о закупке чипов на десятки миллиардов долларов. В рамках партнерства OpenAI станет одним из крупнейших акционеров AMD.
Никогда в истории столь колоссальные инвестиции не привлекались так быстро в технологию, которая, при всем ее потенциале, до сих пор не доказала свою прибыльность. И зачастую эти инвестиции ведут свое начало от двух компаний: Nvidia и OpenAI. Новая волна сделок с их участием усиливает опасения, что запутанная паутина взаимных транзакций искусственно раздувает триллионный пузырь на рынке ИИ.
Экосистема взаиморасчетов: кто кому должен
Компании, три года назад запустившие бум инвестиций в ИИ, теперь активно его поддерживают, заключая масштабные и подчас перекрывающиеся партнерства с облачными провайдерами, разработчиками ИИ и другими стартапами. В процессе они играют ключевую роль в наращивании рисков потенциального пузыря, раздувая рынок и связывая судьбы множества компаний.
Только у OpenAI уже есть вычислительные сделки с Nvidia, AMD и Oracle, которые в сумме легко могут превысить $1 трлн.
При этом сам стартап стремительно сжигает деньги и не ожидает достижения положительного денежного потока до конца десятилетия.
Nvidia, в свою очередь, поддержала IPO «неоклауд»-провайдера CoreWeave, приобретя 7% акций, а затем заключила с ним контракт на облачные услуги на $6,3 млрд. CoreWeave арендует доступ к чипам Nvidia.
OpenAI, получившая $350 млн от CoreWeave перед IPO, расширила облачные сделки с компанией до $22,4 млрд.
«Если через год мы увидим, что пузырь ИИ лопнул, эта сделка может оказаться одним из первых сигналов, — отмечает Брайан Колелло, аналитик Morningstar, говоря об инвестициях Nvidia в OpenAI. — Если дела пойдут плохо, циклические отношения могут сыграть свою роль».
Оправдания отрасли и тревожные параллели
Внутри индустрии руководители оправдывают эти нетрадиционные отношения беспрецедентным спросом на ИИ-услуги. Гендиректор AMD Лиза Су назвала партнерство с OpenAI «позитивным циклом».
Сооснователь OpenAI Грег Брокман заявил, что для удовлетворения спроса потребуются усилия всей отрасли.
Однако аналитики и ученые, помнящие пузырь доткомов, видят тревожные параллели.
«В конце 1990-х циклические сделки часто вращались вокруг рекламы и кросс-продаж между стартапами, которые покупали услуги друг друга, чтобы раздуть воспринимаемый рост, — комментирует Пауло Карвао, старший научный сотрудник Гарвардского университета. — У сегодняшних ИИ-компаний есть продукты и клиенты, но их расходы по-прежнему опережают монетизацию».
Колоссальные траты и неопределенные перспективы
Ведущие компании ИИ тратят значительно больше, чем стартамы эпохи доткомов. Сэм Олтман из OpenAI заявлял, что ожидает инвестиций «триллионы» долларов в физическую инфраструктуру для передовых ИИ-моделей. Это амбициозная задача для любой компании, и особенно для стартапа, никогда не приносившего прибыль.
Nvidia, в отличие от OpenAI, обладает финансовыми возможностями поддерживать текущий курс. Как доминирующий игрок на рынке передовых ИИ-чипов, она стала самой дорогой компанией в мире с капитализацией $4,5 трлн и активно инвестирует в экосистему.
Майкл Интратор, гендиректор CoreWeave, в интервью признал опасения по поводу циклического финансирования, но заявил, что они рассеются по мере распространения ИИ в бизнесе: «Когда Microsoft приходит к нам за инфраструктурой для своих клиентов, мне все равно на нарратив о циклическом финансировании. У них есть конечные пользователи».
Пока же рынок наблюдает за высокой игрой, где ставки беспрецедентны, а итог не определен. Как заключил в своей заметке для инвесторов аналитик Bernstein Стэйси Расгон, Олтман «имеет власть обрушить мировую экономику на десятилетие или привести нас в землю обетованную. Прямо сейчас мы не знаем, что ждет нас в колоде».
Фото: Firestock.