Что скрывает за собой нашумевший «пакет», в чем истинный смысл «закона Яровой»? Разбираем вместе с профессиональным юристом.
Скрытый смысл закона Яровой
С этого лета мы в новой реальности. Вступил в силу пресловутый «пакет поправок Яровой» или «закон Яровой» — Федеральный закон №374-ФЗ от 06.07.2016 года. Все слышали об этом законе, но никто его, как говорится, не видел, а точнее — толком не знает, о чем он. А смысл «закона Яровой» в том, что наше государство теперь лучше нас будет знать: кто говорит по телефону, о чем говорит, с кем говорит, зачем говорит, почему говорит, как часто говорит и проч.
Идеолог данного закона г-жа Яровая обозначила его как «внесение изменений в Федеральный Закон «о противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».
Посыл благожелательный и должен был, видимо, по замыслу инициатора, замаскировать возможный подлинный смысл этих изменений. А в чем он – скрытый истинный смысл «закона Яровой»?
Отличная работа спецслужб
Если вы еще не заметили — наши специальные службы, обеспечивающие противодействие терроризму, справляются великолепно со своими задачами. Они, пожалуй, одни из лучших (если не лучшие) в мире в этой области. Специальные службы в нашей стране из года в год улучшают методики, технологии и прочие средства и способы борьбы и противодействия терроризму. И делают они свою работу на отлично.
Делали и делают они это превосходно и без помощи «закона Яровой». Спецслужбы имеют доступ к нужной персональной информации, в том числе к телефонным переговорам. Но этот доступ выборочный, исключительный. Он осуществляется в отношении действительно подозреваемых лиц (не в уголовно-процессуальном понятии «подозреваемый», поскольку обычно это присходит на стадии профилактики правонарушения или в рамках оперативно-розыскной деятельности).
Кстати, ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» как раз и разрешает такие оперативно-розыскные действия как: контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, cнятие информации с технических каналов связи. Поэтому «поправки Яровой» им не нужны.
Поправки в закон «О связи»
Одним из тех самых «отдельных законодательных актов», к которому проявила интерес г-жа Яровая, является ФЗ от 07.07.2013года №126-ФЗ «О связи». Поправки в него предусматривают дополнение п.1 ст. 46 абзацем «прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах».
Очевидная цель данного дополнения закона – установить, кто «скрывается» по ту сторону. То ли лицо, которое указано в договоре на услуги связи, паспортные данные и место регистрации которого у государства уже есть. Кстати, кто-то из абонентов уже прочувствовал на себе, что идет процесс проверок операторами связи достоверности представленных при оформлении договоров на услуги связи данных — появились первые заблокированные абоненты. Рано или поздно этот процесс будет завершен и за каждым абонентским номером будет находиться известное государству лицо.
Поправки в закон «Об информации»
Другим отдельным законодательным актом, в который внесены изменения, является Федеральный закон от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» – п.3 ст.10.1.
«Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан хранить на территории Российской Федерации: 1) информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение одного года с момента окончания осуществления таких действий; 2) текстовые сообщения пользователей сети «Интернет», голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети «Интернет» до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки».
Хранить будут не только вашу «телефонную» жизнь, но и жизнь в сети интернет. А потом что — выход в интернет по паспорту?
Без «серых» телефонов
Видимо, следующий этап этого процесса, имеющего долгосрочные перспективы, — новые поправки, призванные «очистить» страну от так называемых «серых» телефонов. Опять на поверхности благожелательный порыв, а по сути — регистрация телефонных устройств. В дополнение к информации о том, кому реально принадлежит абонентский номер (телефонный номер), государство получает информацию, кому принадлежит еще и само мобильное устройство.
Дальше – больше. Все те же поправки «закона Яровой» (в ст.64 ФЗ «О связи») предусматривают обязанность операторов связи за свой счет хранить «информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи — в течение трех лет с момента окончания осуществления таких действий».
А «текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи — до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки».
Хранение такого объема информации предусматривает вынужденную необходимость в закупке операторами связи дополнительного оборудования (о чем уже заявляли операторы связи). А эти расходы косвенно ложатся на нас с вами.
За тобой проследят за твои же деньги
Г-жа Яровая считает нормальным установить слежку за всеми гражданами Российской Федерации вопреки презумпции невиновности. Да еще и заставить самих граждан за все это платить!
Кто-то может возразить, что к этой информации будет иметь доступ ограниченное количество людей. Во-первых, мы знаем, как наши госорганы умеют хранить данные наших граждан. Сходите на Горбушку и купите диск с вашими паспортными данными и прочей личной информацией. Да, государство очень хорошо хранит государственные секреты. Но чиновники халатно относятся к хранению и защите персональных данных своих граждан. Во-вторых, снова сходите на Горбушку и купите диск с базой данных абонентов операторов связи. Это к утверждению о том, что «к этой информации имеет доступ ограниченное количество людей». А через полгода сходите туда же уже за диском с записью ваших разговоров.
Кто-то может сказать: «Пусть прослушивают, мне нечего скрывать». Это хорошо, что вам нечего скрывать. Но записывать и прослушивать будут всех граждан, а это и политики (в том числе и из оппозиционных партий), и бизнесмены, и прочие носители политических, коммерческих и иных тайн.
Возможно, г-же депутату, автору «закона Яровой», не дает покоя ее прокурорское прошлое. Как говорится: «Если вы еще не сидите, то это не ваша заслуга, а наша недоработка» (Ф.Э. Дзержинский).
А как же конституционные права
Мы давно перестали впоминать про нашу Конституцию. Из всех утюгов мы постоянно слышим: «Федеральный закон, федеральный закон, федеральный закон».
А ведь ст.15 этой самой Конституции гласит, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».
Такое впечатление, что Конституция превратилась во что-то музейно-библиотечное, лежащее пылью на архивной полке, к которому время от времени обращаются исключительно специалисты. И то только, наверное, при написании какой-нибудь кандитатской или докторской диссертации. Отношение обычного обывателя к нашей Конституции такое же, как к Конституции СССР 1924 или 1938 годов. Никто не сможет даже своими словами рассказать содержание хотя бы одной из статей.
«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием», — гласит ст.18 Конституции РФ.
И еще раз: «Права и свободы человека и гражданина… определяют… деятельность законодательной и исполнительной власти!»
А как же быть с тем, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну» и «каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» (ст.23 Конституции)? И далее в той же ст.23: «Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». А для чего в Конституции ст.24: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются?»
«Закон Яровой» против Конституции
Одним федеральным законом (который в соответствии со ст.15 Конституции РФ в иерархии нормативно-правовых актов стоит ниже Конституции и не должен ей противоречить) в целях помощи специальным службам в борьбе с терроризмом (которые прекрасно справляются и без этой «помощи») законодательная и исполнительная власть (контролируемая одной партией) ограничивает права и свободы (определяющие деятельность этих самих властей, ст.23 Конституции) граждан России на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых сообщений (ст. 23 Конституции РФ), попутно отменяя предусмотренную ст.49 Конституции РФ презумпцию невиновности, записывая всех граждан РФ в подозреваемые, в потенциально неблагонадежные субъекты.
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции.
Фото: Firestock.