В рамках государственной программы «Цифровая экономика» к концу 2023 года в России появится инфраструктура «Цифровой профиль». На этой платформе будет собрана вся информация о гражданине. Пользоваться базой данных «Цифрового профиля» смогут и коммерческие организации.
К концу декабря 2023 года в России должна появиться инфраструктура для «Цифрового профиля» — единой платформы, которая обеспечит обмен информацией между государством, гражданами, организациями (в том числе коммерческими). Платформа будет организована в рамках национальной программы «Цифровая экономика», которая была одобрена Правительством 17 сентября.
Согласно документу, потенциальными исполнителями проекта выбрали: Минкомсвязь, Банк России, ПАО «Ростелеком» и Аналитический центр при Правительстве РФ.
«Цифровой профиль»
«Цифровой профиль» — это один из ключевых элементов цифровой инфраструктуры. Министерство цифрового развития и Банк России уже начали концептуальную подготовку к ее созданию, — рассказала первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова. — Технологии, которые лягут в его основу, обеспечат простой, быстрый и легальный обмен данными между потребителями и поставщиками данных с использованием единого технологического ID и позволят управлять цифровыми согласиями граждан на обмен информацией».
В то же время точной даты появления «профиля» и как он будет работать, Скоробогатова не сообщила.
Как указывают источники в Правительстве, ЦБ является одним из «многих» разработчиков платформы. Однако, в пресс-службе Банка России отказались как-либо комментировать эту информацию. Представители ЦБ переадресовали вопрос к разработчикам платформы. Минкомсвязь на запрос журналистов не ответила.
Источник, знакомый с ходом работы над системой «Цифровой профиль», рассказал, что создание метапрофиля гражданина находится на стадии обсуждения. Метапрофиль — это данные о человеке, которые хранятся в виде ссылок на юридически значимые записи в электронных госреестрах. Например, на данные о недвижимости или налогах.
«Внедрение «Цифрового профиля» должно происходить поэтапно по мере
перевода всех госуслуг на реестровую модель с обеспечением юридической значимости электронных госреестров взамен бумажных свидетельств», — отметил собеседник.
«Профиль» для граждан
Благодаря «Цифровому профилю» любой россиянин сможет увидеть полную информацию о себе в своем аккаунте на портале госуслуг. В свою очередь, государственные организации с помощью системы смогут в автоматическом режиме предлагать конкретному гражданину нужные ему государственные и соцуслуги.
«Например, если у человека есть маленькие дети. Тогда после получения свидетельства о рождении в своем профиле на портале он увидит сообщение о возможности записать их в детский сад», — поясняет источник в Правительстве.
Иван Беров, директор офиса «Цифровая идентичность» ПАО «Ростелеком» рассказал: «Цифровой профиль» позволит госорганам, бизнесу и гражданину более эффективно обмениваться данными для ускорения и направления в нужное русло бизнес-процессов и улучшения предоставляемых государством услуг».
«Если сейчас для замены паспорта или водительских прав необходимо каждый раз заново заполнять соответствующие анкеты, то с помощью «Цифрового профиля» эти данные будут вводиться автоматически, — пояснил Беров. — Плюсом является и то, что данные эти берутся из первоначальных источников. Таким образом, сокращается вероятность фальсификации или ошибки».
Так же собеседник отметил, что «Цифровой профиль» сможет решить проблему управления согласиями на обработку персональных данных. Благодаря системе человек осознанно сможет распоряжаться своими данными для получения государственных и коммерческих услуг. В свою очередь, ведомствам или коммерческим организациям больше не потребуется хранить большое количество бумажных документов.
«Профиль» для коммерческих организаций
Одним из наиболее важных этапов развития программы будет организация доступа к «Цифровому профилю» коммерческих организаций.
«Пока речь идет только о коммерческих банках, которым могут потребоваться дополнительные данные о человеке, когда он, например, хочет взять кредит. В будущем перечень организаций, которым откроют доступ, будет расширен», — отметил Беров.
Он обратил внимание на то, что государственным структурам не потребуется согласие гражданина для получения доступа к информации из «профиля». В то время как коммерческим организациям придется запрашивать согласие гражданина на доступ к информации при каждом обращении.
Директор по направлению «нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов рассуждает, что «Цифровой профиль» значительно сократит время на оказание услуг, снизит процент отказов по причинам некорректного оформления документов, уменьшит случаи предоставления поддельных бумажных документов, увеличит объемы оказываемых услуг за счет роста числа операций.
Стоимость реализации проекта «Цифрового профиля» источники не озвучили. В документах она тоже не указана. Но если взять для примера сайт госуслуги. Его запуск в 2009 году обошелся примерно в 100 млн руб. Его предшественник — ресурс ogic.ru — в 495 млн руб.
Фото: Unsplash.