Из-за напряженной экономической ситуации в стране каждый день появляются новые мошенники. А их технологии и схемы работы становятся все более изощренными. Особенно часто злоумышленники действуют с помощью мобильных телефонов, заставляя жертв переводить им деньги со своих банковских карт.
Служба поддержки или мошенники
Одну из таких «рабочих схем» описал пользователь социальной сети Facebook под ником Тимофей Ви в своем личном блоге. Он хочет предупредить других абонентов о возможном мошенничестве. История автора началась с того, что ему позвонил мужчина с неизвестного номера. Он назвался представителем службы технической поддержки МТС. Однако наш автор быстро заподозрил неладное, потому что техподдержка МТС вряд ли звонит с мобильного номера Билайн.
«Я довольно грубо «послал» звонившего, ну мошенник и мошенник. Но дальше произошло невероятное! Он обиделся!» — пишет Тимофей.
После этого разговора мошенник снова ему позвонил, но на этот раз начал угрожать. И пообещал, что с этого момента на его номер будет поступать звонки. Оказалось, что злоумышленник не врал и выполнил свою угрозу.
«Уже неделю мне звонят люди, которые утверждают, что у них пропущенный с моего номера. Некоторые из них успевают взять трубку и слышат мошенника, который разговаривает с ними с моего номера», — рассказывает Тимофей Ви.
Мошенническая схема
Мошенники действуют по простой схеме: злоумышленник звонит абоненту и представляется сотрудником технической службы поддержки МТС. Затем мошенник рассказывает, что сейчас в системе оператора будут проводиться технические работы. И старается всячески заболтать и усыпить бдительность человека. Он сводит разговор к тому, что абоненту необходимо отправить SMS на номер «900». А короткий номер «900» принадлежит Сбербанку. Доверчивые люди, сами того не понимая, переводят мошеннику деньги со своих банковских карт.
Но самое интересное начинается потом. Когда жертвы понимают, что их обманули, куда они звонят? Тимофею!
Автор неоднократно обращался к МТС с просьбой разобраться в ситуации, но, увы, это не дало результатов. Звонки от возмущенных абонентов не прекращаются.
«Ребята (обращение автора к сотрудникам МТС — прим. ред.), вы уже неделю в курсе проблемы. Я уже два раза к вам обращался, вы не сделали ничего! Вам плевать, что ваших абонентов грабят мошенники», — пишет Тимофей.
По данному факту мошенничества автор уже написал заявление в полицию, но людей все еще продолжают грабить.
Комментарий эксперта
«Да, проблема с использованием так называемых чужих АОНов действительно есть. На законодательном уровне закреплены правила использования номерной емкости при транзите телефонного трафика. При переходе телефонных компаний к новым решениям на основе IP-протокола (например, активное развитие и использование SIP-телефонии) проблема корректной передачи АОНа стала еще заметнее. Связано это, как правило, с недостаточным вниманием к правильности настройки оборудования.
Есть неоднократные обращения представителей телеком-сообщества к надзорным органам по ужесточению контроля за корректностью передаваемых номеров и злоупотреблений при подстановке чужих АОНов. Однако пока данная проблема, как видно из реакции надзорных органов, не стоит в приоритете. Телеком-компаниям приходится решать эту проблему путем отслеживания и выявления фрод-трафика.
А тем временем это все серьезным образом влияет на безопасность: начиная от контроля СОРМ в рамках государственной безопасности до безопасности каждого гражданина. Ведь многие цифровые сервисы, к которым привыкли граждане: онлайн-банкинг, регистрация и авторизация по номеру мобильного телефона и многие другие, — становятся крайне уязвимыми. Любой злоумышленник, который может подставить ваш номер мобильного телефона при исходящем, может получить прямой доступ к вашим деньгам. К сожалению, многие банки в этой ситуации не используют многофакторную авторизацию. И идут на поводу у удобства и легкости доступа к информации в ущерб общей безопасности своих систем», — Ярослав Дубовиков, исполнительный директор Объединенной телекоммуникационной корпорации (оператор связи ОТК).
Фото: Firestock.