Что такое MNP или услуга переноса номера

Что такое MNP или услуга переноса номера

MNP (mobile number portability) — это услуга, которая позволяет оставить свой телефонный номер без изменения после перехода к другому оператору связи. Казалось бы — все просто. Однако процедура переноса номера достаточно сложная в техническом плане.

Главная проблема MNP

— Коммутация — процесс дозвона на конкретный номер телефона несколько усложняется, если абонент уходит под управление другим оператором.
— Биллинг — сложнее становится и процесс определения стоимости. Поскольку теперь условие принадлежности уникального кода номера к какому-то конкретному оператору не является актуальным.

Именно из-за этого процедура внедрения технологии MNP является достаточно сложной и одновременно весьма дорогостоящей.

Как выглядит процесс перехода

1. Абонент приходит в офис нового оператора и пишет заявление о переходе.

2. Новый оператор отправляет запрос в ЦБДПН. Там заявку регистрируют и запускают процесс портации.

3. «Старый» оператор получает заявку. После чего проверяет абонента на: отсутствие задолженности, отсутствие запрета на перенос в течение 6 мес. с даты подключения и пр.

4. В случае успешной проверки «старый» оператор отправляет предполагаемую дату начала переноса. Обычно — около 7 полных суток после окончания проверки. В этот период «старый» оператор пытается выяснить у абонента причины перехода. И уговаривает его остаться в «старой» компании.

5. В назначенный день и час начинается этап «малая портация». Основные участники процесса вносят изменения в своих системах. И после чего новая SIM-карта абонента сможет работать в новой сети. Процесс запускает «старый» оператор. Он деактивирует абонента в своих системах — HLR и биллинге.

6. Потом новый оператор активирует своего нового абонента у себя. По регламенту этот переход не должен занимать более получаса. Ведь абонент во время этого процесса остается полностью без связи.

7. Затем «старый» оператор вносит изменения в свой SFR. Это необходимо, чтобы вызовы из его сети к своему «бывшему» абоненту корректно отправлялись в его новую домашнюю сеть. На этом заканчивается этап «малой портации».

8. ЦБДПН выкладывает в свою базу инкрементальные данные о новом RN портированного абонента. А все присоединенные операторы забирают эти сведения раз в 2 часа. И обновляют свои SRF.

Опасения операторов

Активное обсуждение введения в России MNP началось еще в декабре 2012 года. Однако лишь в июле 2013 было подписано постановление, касающееся внесения изменений и поправок в закон «О связи». С 1 декабря 2013 года россиянам разрешили сохранять свой номер при переходе от одного оператора мобильной связи к другому.

Изначально операторы связи отнеслись к идее ввести переносимость номеров крайне отрицательно. Они аргументировали свою позицию тем, что затраты на внедрение и поддержание услуги будут слишком велики по отношению к возможному эффекту от нее для потребителей и самих операторов.

В 2009 году «большая тройка» оценила свои расходы на внедрение MNP более чем в 400 млн долларов за 3-4 года. Операторы также высказывали свои опасения, что эти дополнительные затраты могут привести к повышению цен на услуги связи для абонентов.

Плюсы MNP

Но участники рынка всегда признавали и плюсы введения услуги переноса номера. Например: свобода абонента, развитие рыночных отношений, возможное снижение цен при конкуренции и повышения качества сервисов. Операторы предсказывали сложности при управлении и в правовом статусе центральной базы данных абонентов сотовой связи.

На начальном этапе внедрения MNP часто случалось так, что какие-то отдельно взятые операторы не везде успевали внести изменения в маршрутизацию вызовов и сигнализации. Из-за чего некоторые диапазоны номеров могли отрабатываться по прежней схеме. Т. е. без участия SRF. Сейчас это практически устранили.

Некоторые проблемы возникают из-за несвоевременного обновления локальных баз данных операторов. Дело в том, что у каждого крупного игрока несколько узлов SFR и синхронизируются они не напрямую с ЦБДПН, а через локальную БДПН оператора. Эти процессы несколько снижают оперативность процедуры портации. Абонент может это заметить как отсутствие входящей связи от каких-то операторов.

Когда осенью 2013 года все участники телеком рынка критиковали организацию проекта MNP, они были правы. Как и предполагалось, Минкомсвязь объявила внятные правила с большим опозданием. Тем не менее, внедрить проект удалось, но только благодаря тому, что Россия не была пионером в этой области. На тот момент на рынке существовали готовые решения: как для ЦБДПН, так и для каждого оператора и вендора его оборудования. Поэтому «отмена мобильного рабства» прошла спокойно и весьма успешно.

Кто управляет базой номеров

C 1 декабря 2013 года Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт связи» определили оператором базы данных перенесенных абонентских номеров (распоряжение Правительства РФ от 9 октября 2013 г. № 1832-р). ФГУП ЦНИИС не только управляет базой данных, но и обеспечивает посредничество в переносе номера.

Сколько абонентов переходят

По данным ФГУП ЦНИИС Россвязи, в 2018 году количество абонентов-«перебежчиков» увеличилось на 20% по сравнению с 2017 годом. С начала текущего года абоненты поменяли оператора связи почти 2,5 млн раз. Эксперты отмечают рост популярности услуги смены оператора с сохранением номера — MNP. Всего с момента запуска MNP в России перенесено 10 млн номеров.

В 2017 году картина была следующая:

Ушли от операторов с начала работы MNP:

● МегаФон — 1,466 млн абонентов.
● МТС — 1,344 млн абонентов.
● Билайн — 947 000 абонентов.
● Tele2 — 458 000 абонентов.
● От остальных операторов ушли 860 000 абонентов.

Пришли к операторам с начала работы MNP:

● В Билайн пришли 1,27 млн абонентов.
● МТС — 1,199 млн абонентов.
● МегаФон — 1,187 млн абонентов.
● Tele2 — 880 000 абонентов.
● К другим операторам пришли 539 000 абонентов.

Наибольшие потери понесли операторы МегаФон и МТС. В плюсе остались Билайн и Tele2.

Кто выиграл от введения MNP в России

● Tele2 получил 422 000 абонентов.
● Билайн получил 323 000 абонентов.
● МТС потерял 145 000 абонентов.
● МегаФон потерял 279 000 абонентов.
● Остальные операторы потеряли 321 000 абонентов.

Опыт зарубежных стран

Удивительно, но технология перехода по MNP не такая уж и новая услуга. Она была разработана еще в конце 90-х годов. Правда, тогда она была реализована лишь в ряде европейских стран, а также в США и Канаде. До России MNP добралась спустя 10 лет, корректно заработав лишь в 2014 году.

Опыт зарубежных стран, внедривших MNP несколько лет назад, показал, что популярность услуги зависит от нескольких факторов:

Финляндия

1. В большинстве случаев услуги MNP оказались востребованы только на ранних стадиях развития рынка. Который характеризуется относительно низким проникновением, невысоким качеством связи, «провалами» в покрытии и ограниченной конкуренцией (как следствие — высокими тарифами).

Например, в Финляндии, где услугами MNP к концу первого года после внедрения воспользовалось около 20% абонентов мобильной связи (а к настоящему времени — более половины абонентов). На момент принятия MNP в 2003 году уровень проникновения составлял около 90% (этот показатель в России сейчас составляет 159%). А оператор Sonera доминировал с долей рынка 56%.

США

2. Напротив, в США рынок на момент принятия MNP в том же 2003 году уже являлся высоко конкурентным и достаточно развитым. Услуги связи предоставляли 6 национальных и более сотни региональных операторов. По прогнозам специалистов, в США спустя год после внедрения MNP этой услугой должны были воспользоваться 30 млн абонентов.

Но в реальности их оказалось гораздо меньше — всего 7,8 млн абонентов. Также существенно ниже предполагаемых значений оказался и показатель оттока абонентов. За год он снизился примерно до 25%. А еще через 2 года — до 22% (по прогнозам, 44% и 40% соответственно).

Япония

3. В Японии рыночная среда на момент принятия MNP в октябре 2006 года отличалась очень высокой конкуренцией и большим разнообразием тарифных планов. Они предлагали большие скидки абонентам при заключении годового контракта, специальные условия членам семей и др. Это позволило японским операторам существенно повысить лояльность своих абонентов и снизить показатель оттока.

К тому же за смену оператора с абонентов брали высокие штрафы при расторжении контракта (до $87). Кроме того, «новый» оператор не предлагал абоненту такие же скидки, которые предоставлял ему «старый» оператор.

В итоге, внедрение MNP привело только к краткосрочному повышению показателя churn rate. А сама услуга оказалась практически невостребованной. Таким образом, на начальной стадии внедрения MNP количество заявлений на сохранение номера при смене оператора мобильной связи составило всего 0,2% от общего количества абонентов в Японии. Этот показатель был существенно ниже, чем предполагалось (до 30% от абонентской базы).

На момент внедрения MNP в исследованных странах наименьший отток абонентов (churn rate) был в Японии (4%). А наибольший — в Бразилии (34%). Спустя 5 лет после внедрения MNP в некоторых странах (Польша, Австралия и др.) этот показатель увеличился. В других (США, Япония, Бразилия и др.) — уменьшился.

Нужна ли будет услуга MNP после внедрения eSIM

Привычные нам SIM-карты имеют свои плюсы и минусы. Например, к плюсам можно отнести то, что любой абонент может для переноса номера с одного телефона на другой просто вытащить SIM-карту из одного устройства и вставить ее в другое. Но если абоненту нужно на том же устройстве сменить оператора с сохранением номера, то ему придется пойти в офис нового оператора, написать заявление. Потом подождать несколько дней, а затем ему выдадут новую SIM-карту.

С технологией eSIM абонентов избавят от необходимости менять SIM-карту. Они смогут самостоятельно выбрать нужного оператора внутри меню своего телефона. Однако именно этого и опасаются операторы. Так как их существующая бизнес-стратегия заточена на управление абонентской базой через распространение SIM-карт. А сами «симки» работают уже на удержание базы оператора.

После внедрения eSIM необходимость в услуге MNP отпадет сама собой.

Фото: Firestock.