Ухудшение общей экономической ситуации в России не могло не сказаться на рынке платежных услуг. Это неизбежно приводит к изменению структуры комиссий Банков и не всегда в пользу клиентов. Так, например, комиссия банков за перевод в пользу операторов связи порой достигает 30%.
В последние три года финансовое положение большинства частных лиц и компаний-операторов связи заметно ухудшилось. Именно по этой причине банки оказались между двух огней. С одной стороны — абоненты, которые ищут альтернативные способы оплаты услуг, чтобы минимизировать процент комиссии или избежать ее. С другой — операторы связи, в чью пользу совершаются платежи, стали задумываться о снижении расходов.
Наличные — исторически самый популярный способ оплаты в РФ. Но кассовое обслуживание и инкассация — удовольствия не из дешевых, а оборудование кассы с падением курса рубля дорожает. Попытка сэкономить приводит и к сокращению персонала, следствие — к огромным очередям в кассы.
Альтернативой физической кассе являются электронные платежи, однако это достаточно гибкий инструмент. Как раз на этом и пытаются сыграть банки и компании – платежные посредники. Цель любой платежной организации — это передача денег от плательщика к получателю (в нашем случае — оператору связи).
В случаях оплаты через платежные компании размер комиссии зависит от нескольких факторов. Самостоятельно ли принимает компания деньги или пользуется для этого услугами агента? Кстати, часто в роли агента выступают организации, владеющие сетью терминалов оплаты.
Как формируется комиссия в банках и платежных компаниях
«Верхняя» комиссия — оплата за услугу приема платежа за плательщика. Взимаемая с клиента денежная комиссия распределяется между агентом и платежной организацией.
«Нижняя» комиссия — в этом случае платит получатель платежа — сам оператор связи. Абонент платит нужную ему сумму, а оператор берет на себя расходы на посредников.
«Верхняя» и «нижняя» комиссия — комбинированная схема. Расходы на посредников частично оплачивает абонент-плательщик, а частично – оператор связи. Практически все экономически активное население регулярно оплачивает мобильную связь и интернет услуги. Но высокая конкуренция на рынке телекома вынуждает операторов связи частично компенсировать своим абонентам расходы на посредников.
«Два года назад наши исследования показали, что комиссия в районе 1,5%, минимум 60 рублей – приемлемое условие для клиентов, которые хотят сэкономить время и не идти в банк. – Рассказала управляющий директор группы QIWI Анна Стоклицкая. – Так было до августа прошлого года. Сегодня бескомиссионные каналы платежей стали очень востребованы у потребителей. И мы понимаем, насколько важно предоставлять такую возможность пользователям QIWI».
Операторы, не предоставляющие торговую уступку, — это скорее исключение. Но они есть, поэтому оплата комиссии за перевод в пользу таких провайдеров полностью ложится на абонентов.
Фото: Firestock