Абоненты МегаФона все чаще замечают рекламу в виде дополнительных баннеров на экране своих устройств. Это происходит при переходе на интернет-сайты. Законно ли это? Будем разбираться.
Абоненты заметили рекламу на экране смартфона
Подобная навязчивая реклама раздражает и отвлекает — признались пользователи. Рекламные блоки вставляет сам МегаФон. Они всплывают на весь экран устройства и остаются до принудительного закрытия. Оператор вмешивается только в код сайтов, работающих по небезопасному протоколу HTTP. В зашифрованном протоколе HTTPS провайдер видит полное содержимое передаваемых данных и может изменять их.
Сергей Супрунов, MBA, Основатель CRM-системы для полиграфии OnlineCRM (https://onlinecrm.pro): «Вмешательства в выдачу контента я заметил недели полторы-две назад. Для меня это стало неожиданностью. После обращения в call-центр меня направили в службу безопасности, которая так и не ответила. После публикации в Facebook со мной связалась представитель МегаФона в личных сообщениях. Она пообещала разобраться, но ответа нет уже несколько дней.
Технически проблема решается принудительным шифрованием трафика (ssl/https). Однако это не всегда удобно, к тому же принуждает приобретать сертификат безопасности. Есть идея отслеживать по IP-адресу оператора и предупреждать посетителя, что он изменяет контент и данные могут не соответствовать действительности. С юристами я буду общаться на следующей неделе».
Как обрабатывают обращения в службу поддержки
Сообщения о вероломстве МегаФона по отношению к трафику абонентов появлялись и ранее. Однако в последнее время количество жалоб заметно увеличилось. В 2017 году, когда нововведение оператора только появилось, пресс-служба МегаФона дала следующий комментарий. «Эта возможность размещения информации работает в тестовом режиме. С конкретными жалобами наши клиенты могут обратиться в контактный центр». Однако «тестовый режим» продолжается и по сей день.
Представители оператора предлагают абонентам обращаться в службу поддержки. Там пользователям помогут подключить бесплатную услугу, которая запретит показ рекламы.
Мы позвонили в службу поддержки МегаФона по номеру 8-800-550-05-00. Попросили ответить на вопрос: на каком основании оператор размещает свою рекламу, вмешиваясь в трафик пользователей? Оператор не смог ответить на заданный редакцией Telecom Times вопрос. Лишь посоветовал обратиться в службу безопасности МегаФона по номеру 8-495-504-50-20. На момент публикации материала ответа так и не последовало.
Что это? Двойной разработок оператора: на абонентах, заплативших за услугу, и на рекламодателях, баннеры которых он впихивает в трафик?
Пользователи видели рекламу и у других операторов связи
Стоит отметить, что жалобы на всплывающие рекламные окна приходят не только от абонентов МегаФона. Такая реклама всплывает и у абонентов Билайна и Tele2. Причем подобная практика в Билайне была замечена еще в 2016 году.
Действуют ли операторы в рамках закона?
Что говорят по этому поводу юристы? «Действительно, в последнее время участились случаи вмешательства мобильных операторов «большой тройки» в трафик абонентов. К сожалению, с юридической точки зрения оператор вправе осуществлять размещение рекламных баннеров. В условиях стандартного договора оказания услуг связи, который предлагают заключить операторы, предусмотрено положение, в соответствии с которым пользователь дает согласие на получение рекламы, обработку его данных в целях продвижения товаров и услуг не только оператора, но и третьих лиц. Это стандартный договор присоединения. Любое лицо, заинтересованное в получении услуг связи, вынуждено принимать его условия.»
«Действующее законодательство позволяет абоненту в судебном порядке потребовать изменения условий договора в той части, которая содержит обременительные для него условия. В частности, условие о размещении рекламы. Однако очевидно, что длительная по времени и обременительная судебная тяжба с плохо прогнозируемыми перспективами является крайней мерой. Прибегать к ней ради устранения рекламы из браузера мобильного устройства едва ли кто-то решится», — прокомментировали ситуацию юристы адвокатского бюро «Прайм Эдвайс».
Выходит, что самые простые способы отключить навязчивую рекламу: подключение соответствующих услуг у операторов или использование функций браузеров.
Фото: Firestock