Международные платежные системы Visa и Mastercard требуют от банков России выпускать только бесконтактные карты — с возможностью бесконтактной оплаты. Причем Visa заставляет выполнить это требование уже в апреле этого года. Тогда как Mastercard дает банкам срок на выполнение — два года. Бесконтактные карты повысят издержки банков: их выпуск обходится дороже обычных чипованных карт.
Бесконтактные карты от Visa и Mastercard
Данное требование компании уже направили в российские кредитные организации. Для карт Visa требование будет применено с 13 апреля 2019 года. Для Mastercard — с 12 апреля 2021 года.
В Альфа-банке, Райффайзенбанке и банке Русский стандарт сообщили, что знакомы с этими предписаниями.
«С апреля 2021 года все вновь выпускаемые в России карты должны быть с бесконтактной технологией», — подтвердили информацию в Mastercard.
Представители Visa также указали на достоверность информации. В пресс-службе другой платежной системы — Мир — сообщили, что не намерены убирать из оборота карты с чипами.
Повышение издержек минимум вдвое
Выпуск обычных карт с чипом обходится банкам значительно дешевле, чем бесконтактных. Некоторые банки выпускают контактные карты для определенного сегмента в целях оптимизации своих расходов. На них прежде всего и скажется новое требование платежных систем. Об этом рассказывает председатель правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров.
Изготовить бесконтактную карту стоит примерно в 1,5-2 раза дороже, чем контактную карту, поясняет руководитель дирекции процессинга Альфа-банка Сергей Брынин. Представители ВТБ подтверждают, что бесконтактная карта для банка выходит дороже примерно на 50%. Главный фактор, влияющий на стоимость пластика, — это цена чипа, отмечают в пресс-службе госбанка. Однако при одновременном выпуске крупного тиража разница в цене будет не так заметна, уточняет директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Александр Петров.
Сама процедура выпуска и обслуживание бесконтактных карт ничем не отличаются от контактных, добавляет руководитель отдела продуктов по управлению денежными потоками Райффайзенбанка Алексей Крохин.
«В последнее время «бесконтакт» стал своего рода обязательным атрибутом карты. Многие клиенты пользуются только им, если это возможно. А кассиры по умолчанию предлагают приложить карту», — отмечает начальник управления транзакционного бизнеса банка Открытие Дмитрий Бочеров.
Затраты на изготовление бесконтактных карт, как правило, окупаются высокими показателями использования, считает он.
В Сбербанке отметили значительный рост бесконтактных платежей за последние два года.
Почему банки не переходят на бесконтактные карты
Выпуск бесконтактных карт не всегда оправдан. Например, в рамках зарплатных проектов или в регионах, где карты используют только для снятия наличных. Об этом говорит председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) Виктор Достов. Но бесконтактная оплата приходит и в регионы, где пользователи все чаще стали использовать технологию для оплаты покупок.
У крупных банков есть интерес выпускать бесконтактные карты, чтобы выдерживать конкуренцию. Потому что такой продукт интересен клиентам. Для этого у них есть собственная инфраструктура — процессинговые центры. Это снижает сумму затрат на выпуск таких карт. Поэтому для крупных банков уход от классического чипирования будет практически незаметен.
Сколько «бесконтакта» от общего числа карт выпустили банки в 2018 году
Райффайзенбанк — 100%.
Промсвязьбанк — 100%.
ВТБ — 90%.
Совкомбанк — более 99%.
Альфа-банк — 15%.
Русский стандарт — 100% карт массового сегмента.
В Сбербанке данные не предоставили.
Газпромбанк — 40%.
Казанский банк «Ак Барс» — 55%.
Ростовский банк «Центр-Инвеста» — 80%.
«Чтобы способствовать дальнейшему распространению электронных платежей, мы устанавливаем для банков новые требования. И предлагаем инструменты для создания современных платежных продуктов и сервисов», — сказали в пресс-службе Visa.
По данным Visa на осень 2018 года, Россия находится в тройке стран-лидеров по количеству бесконтактных платежей. Причем пользователи совершают их как с помощью карт, так и со своих смартфонов (Apple Pay, Samsung Pay, Android Pay).
«Mastercard активно работает над развитием терминальной сети, превращая бесконтактные платежи в стандарт, который доступен на кассах магазинов, при оплате услуг, в транспорте», — пояснили в пресс-службе платежной системы Mastercard.
Фото: Two Paddles Axe and Leatherwork, Unsplash.