Московское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) обвиняет МТС, Билайн и МегаФон в незаконном распространении рекламы. Власти утверждают, что операторы совершают рекламную рассылку по SMS без предварительного согласия абонентов. О таких случаях ФАС сообщили сами пользователи. За спам мобильным операторам придется заплатить штраф от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. за каждый факт распространения.
Абоненты не любят SMS спам
ФАС России сообщил, что мобильные операторы «Вымпелком» (тм «Билайн»), МТС и МегаФон нарушили закон «О рекламе». Сотовые операторы распространяли спам через SMS-сообщения. В ведомство начали поступать многочисленные сообщения и жалобы на нежелательную рекламу. Авторами жалоб выступили сами абоненты операторов. Клиенты прилагали снимки экранов с SMS-спамом.
ФАС установил, что Билайн распространял среди своих абонентов рекламу лаборатории медицинских анализов «Гемотест». Еще оператор рассылал рекламу вкладов банка «Открытие», и букмекерской конторы «Bingo Boom». МТС рекламировал клиентам абонементы в фитнес-клуб, в также сообщал об акциях в интернет-магазинах Wildberries и Л’Этуаль. Мегафон продвигал через SMS дополнительные услуги.
Нарушил закон «О рекламе» и Тинькофф банк. Операторы банка звонили клиентам и предлагали им различные услуги и товары. К своим жалобам на Тинькофф клиенты приложили аудиозаписи рекламных звонков.
Преступление и наказание
В Федеральной службе сообщили, что сначала нарушителям выдали предписание о недопущении нарушения законодательства о рекламе. Представители ФАС добавили: «В ближайшее время по некоторым делам будет возбуждено административное производство по статье 14.3 Кодекса об административных правонарушениях. За каждый факт незаконно распространяемой рекламы нарушителям придется уплатить штраф от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб.»
Согласно части 1 статьи 18 закона «О рекламе», распространять рекламу по электросвязи, в том числе по телефонной, факсимильной и подвижной радиотелефонной связи, разрешено только в том случае, если абонент дал свое предварительное согласие на это. Если распространитель рекламы не может доказать наличие этого согласия, то реклама считается распространяемой незаконно. По первому требованию абонента распространитель рекламы должен перестать присылать ему спам.
Часть 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях указывает следующее. Если рекламодатель, производитель или распространитель рекламы нарушают указанный параграф закона «О рекламе», им грозит административный штраф. Размер штрафа составляет: от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. для физических лиц, от 4 тыс. до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 тыс. до 500 тыс. руб. для юридических лиц.
Законодательство и спам
В октябре 2014 г. в силу вступили поправки к закону «О связи». Они запретили SMS-рассылки с федеральных телефонных номеров. После этого получатели SMS-спама вместо телефонных номеров, с которых приходят эти сообщения, стали видеть их названия, написанные латинскими буквами и цифрами.
Также в законе дали определение сообщениям, которые можно распространять только с предварительного согласия абонента. Это сообщения, которые передаются «по сети подвижной радиотелефонной связи». Или «с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации». А также сообщений, «передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи».
SMS-сообщения, которые отправляют физические лица с персональных номеров, под определение «спам» не подпадают.
Понятие «согласие» на получение SMS-рассылок включает в себя обязательное заключение договора. Он подписывается между рекламодателями и операторами для признания рассылки законной. Поправки дали право абонентам напрямую обращаться к операторам с требованием удалить их номер из рассылки.
Фото: Firestock.