В Послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин предложил реализовать проект «Доступный интернет» с бесплатным доступом к социально значимым для населения ресурсам сети. Высокая доступность интернета должна стать конкурентным преимуществом России и граждан страны.
В 2019 году Правительством были анонсированы существенные изменения в структуру управления интернетом. Помимо глобальных «нагрузок» для операторов связи в виде «закона Яровой», СОРМ и других систем обеспечения безопасности страны, в скором времени операторам связи придется нести затраты на бесплатный доступ к социально значимым ресурсам в рамках нового проекта «Доступный интернет». Путин предложил проект как основу технологического развития и конкурентного преимущества России.
Проект «Доступный интернет»
Владимир Путин: «Повседневной, жизненной необходимостью для людей сегодня стал интернет. Причем Россия — одна из немногих стран в мире, где есть свои соцсети, мессенджеры, почтовые и поисковые системы, другие национальные ресурсы. В связи с этим я предлагаю подготовить и реализовать проект «Доступный интернет»: по всей территории страны обеспечить бесплатный доступ к социально значимым отечественным интернет-сервисам. Повторю, в этом случае людям не придется платить за саму услугу связи, за интернет-трафик».
Какие отечественные интернет-сервисы войдут в этот перечень не уточняется. Можем предложить, что это будут сайты государственных услуг, органов власти, поисковые системы (например, Яндекс), популярные социальные сети (Вконтакте, Одноклассники) и почтовые сервисы (mail.ru). На этом фоне недавние потрясения «Яндекса» в связи с предложенным законом о социально значимых ресурсах выглядят теперь вполне закономерными.
Преимущества для интернет-сервисов
Владельцы таких социально значимых интернет сервисов получат в рамках проекта «Доступный интернет» дополнительную аудиторию. Безусловно, это положительный момент в развития цифровой инфраструктуры: жители смогут получать прямой и бесплатный доступ к необходимым услугам и сервисам. Но дополнительные затраты операторов связи, похоже, никто не хочет компенсировать. Если операторов обяжут законодательно такой доступ предоставлять, будет ли это расцениваться как социальная поддержка телеком-бизнесом? Или все же механизмы включения компенсаций будут? Те же отчисления в универсальный фонд (1.2% от оборота любого оператора связи) планируют приравнять к дополнительному налогу.
Затраты операторов связи
Несмотря на кажущуюся сверхприбыльность телеком-бизнеса, суммы дополнительных затрат, возлагаемых в последние годы на операторов связи, все возрастают. И выручка операторов уже не растет теми темпами как ранее. И если для государственного Ростелекома это не столь принципиальный вопрос получения компенсаций в виде субсидий и госконтрактов, то для более мелких операторов связи такая freemium модель потребления услуг связи может стать неприятным бизнес-кейсом.