«Большая тройка» сотовых операторов обратились с письмом к Правительству с жалобой на предполагаемое регулирование.
В настоящее время операторы самостоятельно устанавливают цены на пропуск трафика. И предложение Минцифры ввести косвенное госрегулирование цен мобильных операторов на пропуск межоператорского голосового трафика может отрицательно отразится на конкуренции и ценах для конечных абонентов.
Сейчас в России межоператорские тарифы регулируются для операторов фиксированной связи, занимающих существенное положение в сети (один из критериев — владеют не менее 25% номерной емкости в регионе). Минцифры предложило изменить этот порядок, подготовив поправки в постановление правительства № 627, которые были опубликованы в конце января.Министерство хотят распространить госрегулирования тарифов на пропуск голосового трафика для оператора универсальной связи (в России назначен «Ростелеком» в качестве такого оператора) и на его взаимодействие с мобильными операторами. В качестве обоснования приводятся аргументов о том, что с прошлого года в перечень оказываемых «Ростелекомом» универсальных услуг добавилась обязанность обеспечить сотовую связь в населенных пунктах, где есть 100–500 жителей, в которых ее до сих пор не было.
Под регулирование подпадает порядок присоединения других операторов к сети универсального оператора, стоимость услуг по пропуску трафика и инициирование вызова на сотовых сетях (эти услуги позволяют абонентам разных сетей звонить друг другу). Согласно проекту документа, если межоператорские тарифы сотовых компаний будут превышать регулируемые цены для оператора универсальной связи, он сможет требовать возмещение разницы.
Фактически проект предписывает компаниям связи, взаимодействующим с универсальным оператором, применять цены, аналогичные тем, которые регулятор установил для этого оператора, жалуются Чернышенко авторы, то есть вводит регулирование для тех, чьи цены по действующему законодательству никак не зафиксированы.
Оказание универсальных услуг связи в России сейчас и так финансируется из специального фонда — так называемого резерва универсального обслуживания, куда все операторы должны отчислять 1,2% выручки в год за услуги связи. Таким образом, проект «накладывает двойное финансовое обременение на операторов связи», подчеркивает «большая тройка».
В МТС, «МегаФоне» и «ВымпелКоме» считают, что проект противоречит законам «О связи» и «О конкуренции», в связи с чем они просят Дмитрия Чернышенко провести дополнительное обсуждение изменений.
С момента принятия новых правил с 2005 году было определено, что стоимость инициирования вызова для сотовых компаний не регулируется. Их тарифы на нее могут достигать 1,8–1,9 руб. за услугу, тогда как тариф операторов, занимающих существенное положение, — 0,95 руб. При этом важно понимать, что во многих других странах, в том числе в Евросоюзе, межоператорские тарифы регулируются властями.
При изменении подхода к интерконнекту многие мобильные операторы, на чьи сети сейчас приходится до 90% всего голосового трафика в России, потеряют существенную часть дохода. Очевидно, что в случае отсутствия механизма компенсации операторы будут компенсировать это повышением цен на другие виды услуг.
Представитель пресс-службы ФАС заявил, что в ведомстве ждут завершения общественного обсуждения и внесения по его результатам корректировок, после чего проект должен поступить на согласование в ФАС, которая направит свою официальную позицию авторам документа.