В июне количество пользователей мессенджера Telegram в России снизилось на 21% по сравнению с показателем мая. А по сравнению с апрелем — на 23%. Другие популярные мессенджеры также потеряли часть своей ежедневной аудитории в первый месяц лета.
Меньше людей в Telegram
По данным исследовательской компании Mediascope, в июне 2018 года мобильным приложением Telegram ежедневно пользовались около 2,9 млн россиян. Основная аудитория мессенджера — это граждане в возрасте 12–64 лет, проживающие в больших городах с населением от 100 тыс. человек.
В апреле 2018 года, когда Telegram заблокировали, ежедневная аудитория приложения достигла рекордного показателя — свыше 3,7 млн пользователей. В июне аудитория приложения снизилась на 23%, а по сравнению с маем — на 21%.
Как проводят исследование аудитории
Для измерения охвата аудитории у исследовательской компании Mediascope есть собственная мобильная панель. В июне в городах России с населением от 100 тыс. человек были отобраны почти 5,8 тыс. человек в возрасте 12–64 лет. Это обычные жители больших городов. Компания отслеживает действия респондентов на мобильных устройствах с помощью специального программного обеспечения компании RealityMine.
Полученные данные Mediascope показывают лишь количество человек, которые заходили в мобильные приложения. Но что делает пользователь внутри приложения и насколько долго длится сессия, программа не фиксирует.
Напомним, что в середине апреля Роскомнадзор через Таганский суд добился блокировки Telegram в России. Мессенджер был заблокирован за нарушение российского законодательства. Основатель Telegram Павел Дуров отказался передать ФСБ ключи для расшифровки сообщений пользователей. После этого ведомство внесло Telegram в реестр запрещенных сайтов и операторы начали блокировку.
В мае руководитель Роскомнадзора Александр Жаров сообщал, что из-за блокировки «деградация Telegram» на разного рода устройствах составляет 10–15%. Он отметил, что у пользователей мессенджера не загружаются изображения, не проходят аудио- и видеозвонки. А это ведет к снижению числа пользователей.
Эффект Стрейзанд
По версии Mediascope, абсолютного исторического максимума ежедневная аудитория Telegram достигла в апреле, когда Роскомнадзор начал блокировать сервис. Жаров назвал это «эффектом Стрейзанд»: попытка удалить информацию приводит к ее большему распространению. Павел Дуров никак не прокомментировал данные Mediascope.
Какие мессенджеры еще популярны в РФ
Что касается других популярных в России мессенджеров, то они не выиграли от блокировки Telegram. О чем свидетельствуют измерения Mediascope. Например, в мае ежедневная аудитория мобильного приложения WhatsApp выросла по сравнению с апрелем на 8%. Это около 14,3 млн пользователей. Однако в июне по сравнению с предыдущим месяцем показатель снизился на 2% — до 14 млн.
У Viber также не произошло резкого прироста постоянной аудитории. В мае она осталась на уровне апреля, примерно 9,5 млн человек. А в июне показатель пошел на спад — 8%, до 8,7 млн человек. В начале лета потерял аудиторию и Skype.
Из ТОП-5 популярных среди россиян мессенджеров в июне рост аудитории показало лишь мобильное приложение Google Чат. По сравнению с апрелем аудитория мессенджера выросла на 25%. Однако по общим показателям его ежедневная аудитория пока невелика — лишь 746 тыс. пользователей в июне. А это в разы меньше, чем у WhatsApp, Viber и Telegram.
Фото: Youtube.