Восьмой пакет европейских санкций может лишить российские компании доступа к услугам зарубежных облачных платформ. Компании спешно переходят на российские сервисы. Что еще в восьмом пакете санкций и как это коснется IT? Рассмотрим подробнее.
Эксперты сходятся во мнении, что многие интернет-ресурсы, принадлежащие российским юридическим лицам, которые используют зарубежные облачные платформы и хостинг-провайдеры, могут заблокировать. Если это произойдет, то такие организации рискуют остаться без всех хранящихся данных о пользователях.
Предвидя такой сход, многие российские компании для сохранения своего бизнеса перешли на отечественную техническую инфраструктуру в течение текущего года. Однако есть те, кто этого так и не сделал. Проблемы могут начаться более чем у 300 000 клиентов из России.
На некоторые проблемные места в работе российских клиентов с иностранными облачными платформами еще в конце прошлого года на заседании попечительского совета фонда Сколково указал глава российской облачной платформы «EdgeЦентр» Михаил Шурыгин.
Он отметил, что зарубежные платформы в работе с российскими гражданами и организациями не соблюдают требования по хранению данных. То есть не соблюдают требования закона «О персональных данных» и 21-й приказа ФСТЭК, которые регламентируют безопасность персональных данных. Дело в том, что для реализации требований российского законодательства нужны большие денежные вложения, ставящие зарубежные сервисы в неравные конкурентные условия.
Что в восьмом пакете санкций
Уже восьмой по счету пакет западных санкций вводит запрет для компаний на:
- Предоставление архитектурных и инженерных услуг, а также консультационных услуг в области IT и юридических консультаций для российских компаний.
- Оказание консультационных услуг, связанных с «установкой компьютерного оборудования, включая услуги по оказанию помощи клиентам в установке компьютерного оборудования и компьютерных сетей и консультационные услуги по внедрению ПО, включая все услуги, связанные с консультационными услугами по разработке и внедрению ПО».
Чем это грозит пользователям зарубежных облаков
Практически ко всем коммерческим лицензиям на облачные платформы прилагается определенный объем обязательств по техподдержке — это вполне подходит под IT-консультирование. Соответственно, с российскими клиентами иностранных облачных сервисов могут смело расторгнуть все договоры.
При этом зарубежные облачные платформы смогут начать избавляться от клиентов из России под предлогом «профилактики помощи по обходу санкций» и им за это ничего не будет. По сути, такую формулировку можно будет заблокировать работу любой российской организации.
«Российские компании, которые используют сервисы (облака, хостинг и любые другие IT-услуги), принадлежащие европейским компаниям, как минимум потеряют возможность обращения в техническую поддержку, вследствие чего не смогут даже забрать данные в случае сбоя, а вполне возможно, что компании просто потеряют доступ к своим данным и услугам и даже не получат ответ, что же произошло. Судя по описанию санкций, которое несколько размыто, европейскую компанию могут наказать за любую консультацию российской фирмы», – рассказал Шурыгин.
Гендиректор АНО «Цифровые платформы» Арсений Щельцин рекомендует российским компаниям перестраховаться и переехать на инфраструктуру отечественных сервисов.
«У российских сервисов очевидно больше преимуществ над иностранными, а именно: они принимают оплату в рублях, в том числе с российских банковских карт, подчиняются законам России, а следовательно, любые конфликтные ситуации можно будет разрешать в российском правовом поле. Кроме того, с отечественными компаниями проще договориться и они часто идут навстречу клиентам», – отметил Щельцин.
Фото: Firestock.