Правительство просит Генпрокуратуру и министерства оценить идеи по защите детей от «негативного» влияния видеоигр путем создания Российского реестра игр.
Власти предлагают создание перечня одобренных игр и реестра запрещенных. Также в числе инициатив требование предварительно устанавливать отечественные программы родительского контроля на компьютеры, продающиеся на территории РФ.
Профильная комиссия совета законодателей при Федеральном собрании отмечает, что в популярных видеоиграх внедрены «способы влияния на сознание и подсознание», а также «вредоносные программы и запрещенный контент».
Директор департамента информационных технологий правительства Евгений Комар направил письмо в ряд органов власти, среди которых — Минцифры, Генпрокуратура и Минпросвещения, с предложением рассмотреть идею по созданию «каталога одобренных онлайн-игр».
Согласно ему, перечень предлагают создать «по аналогии с магазином приложений RuStore».
В свою очередь, аппарат правительства направил ведомствам декабрьское решение комиссии совета законодателей по информационной политике при парламенте. В тексте документа был выдвинут ряд предложений по защите детей от «негативного влияния компьютерных игр».
В частности, комиссия предложила создать реестр запрещенных игр, обязать разработчиков онлайн-игр ввести вход в них «через российские системы идентификации и аутентификации», а также включить российские системы родительского контроля в перечень программ, обязательных к предустановке на «компьютерное оборудование».
Правительство по рекомендации комиссии должно рассмотреть идею проверки кода видеоигр на «вредоносные программы и запрещенный контент». Ответственным за это назначили Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИКТ).
Глава комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев высказался против инициативы. Он считает, что составление черных и белых списков игр — тупиковый путь.
«Об этом можно судить по опыту китайских властей, которые за несколько лет жесткой цензуры своими руками уничтожили собственный рынок»,— отмечает Журавлев.
Если эти меры станут законом, а санкции будут включать уголовное преследование, то официальная дистрибуция таких игр остановится, отмечает главный юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Кирилл Ляхманов.
«Это, скорее всего, не повлияет на саму доступность таких игр: если их нельзя будет приобрести официально, то наверняка получится скачать с торрента», — считает эксперт.
Со стороны государства попытка получить жесткий контроль над видеоиграми приведет к абсолютно противоположному результату, предупреждает директор центра цифрового развития Центра стратегических разработок Александр Малахов.
«В долгосрочной перспективе (реестр игр – прим. ред) лишь снизит возможность контроля за компьютерными играми и приведет к вымыванию денег из российского игрового рынка, что в конечном счете поставит крест на создании конкурентных игровых продуктов», — заключил он.
Фото: Firestock.