5 трендов телекома: что нас ждет в будущем

5 трендов телекома: что нас ждет в будущем

Несмотря на свою молодость сфера мобильных телекоммуникаций сейчас упирается в потолок — так считают большинство экспертов. Главным направлением телекома сегодня является обеспечение абонентов голосовой связью. Сами же абоненты воспринимают данную услугу и связь в целом как само собой разумеющееся.

Тренды телекома

Сегодня поговорим о трендах телекома, которые будут актуальны в ближайшие годы. Среднестатистический потребитель считает, у него должны быть всегда не только голосовая связь, но и интернет. И что мы видим? Операторы связи вынуждены непрерывно улучшать качество оказываемых услуг, оставляя невысокие цены на тарифы. Такие условия им диктует современный рынок.

Также телеком компании должны соглашаться на ARPU (выручка на одного клиента). Стоит заметить, что на сегодняшний день показатель ARPU у многих операторов ниже, чем был, когда все только начиналось. Однако и базы абонентов выросли в сотни раз. Операторы не намерены сдаваться и плыть по течению.

Тренд №1 — дополнительные услуги

Партнер E&Y Антон Устименко считает, что большинство абонентов готовы платить не только за базовые услуги связи, но и за смежные с ними сервисы. В частности, за банковские услуги и развлечения, или решения в сфере безопасности. Современные пользователи не имеют четкого представления о том, как расходуется оплаченный ими трафик.

Как показывает статистика, в 70% случаев люди не выбирают предоплаченный лимит, а это значит, что они не могут сопоставляют свои потребности с возможностями. Устименко дополнил, что для пользователя «безлимит» — это не более чем психологически комфортный объем телекоммуникационных услуг. При этом человек готов дополнительно оплачивать роуминг, скорость предоставления данных или другие услуги.

По данным E&Y, таких абонентов уже сейчас больше половины. 40% пользователей платят более 800 рублей в месяц за услуги мобильных операторов. 20% абонентов — уже более 1 000 рублей. Надо сказать, что это довольно приличный уровень.

Например, если мы сравним со средним ежемесячным ARPU китайского оператора China Mobile, то увидим, что он существенно ниже — около 600 рублей в месяц. При этом охват компании составляет 900 млн абонентов. Однако российский показатель далек от среднестатистической выручки на одного абонента в США. В Америке ARPU составляет около 40$ — примерно 2400 рублей. А значит, отечественным телеком компаниям еще есть куда стремиться.

Тренд №2 — базы данных

Несмотря на то, что абоненты готовы платить не только за услуги связи, но и за дополнительные опции, многим операторам все сложнее обеспечивать маржинальность бизнеса. Стагнацию отрасли прямо отметил и генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин. По его мнению, сейчас игроки рынка очень активно ищут новые решения, которые должны обеспечить необходимый для дальнейшего развития уровень выручки.

Эмдин выделил три направления для роста телеком бизнеса:

● развитие оператора как marketplace;

● реализация проектов BIG DATA;

● создание мобильных виртуальных операторов (MVNO).

«Мы ставили перед собой задачу сделать из Tele2 фабрику по производству MVNO, сейчас общее количество абонентов MVNO на сети Tele2 уже превышает 1 миллион человек», — отметил генеральный директор Tele2.

Специалисты телекома согласны с ним. Они выделяют один важный аспект — для повышения выручки не нужно заваливать пользователей бесконечным количеством сервисов. По образному выражению одного из участников дискуссии, самого абонента «надо превратить в сервис». Специалисты призывают использовать данные абонента для интеграции его в В2В-сегмент.

«При этом клиенты сами облегчают возможность использования их в качестве кирпичиков BIG DATA. Более того, многие из, например, самой динамичной группы «ранних адаптеров» (возраст от 15 до 26 лет), то есть тех, кто всегда готов к чему-то новому. Кто в дальнейшем будет определять, каким должен быть рынок, ожидают, по словам вице-президента по взаимодействию с органами власти региона Восточная Европа и Центральная Азия компании Ericsson Айдына Абжанбекова, еще более развитой техники. Например, 66 процентов из них ждут 3D-смартфоны. Это значит, что со временем появятся и станут востребованными новые устройства, которым будет нужно больше трафика».

Тренд №3 — реклама

Имея огромную базу данных, мобильные операторы смогут монетизировать ее совместно с партнерами из других отраслей или госструктур. Директор макрорегиона Москва Tele2 Игорь Жижикин собирается действовать именно так. В частности, он хочет наладить сотрудничество с городскими властями.

«Когда мы выходили на московский рынок, все говорили, что у нас будут проблемы из-за отсутствия 2G. Но это оказалось нашим преимуществом, поскольку сети 3G и 4G позволяют иметь дело в основном с владельцами смартфонов — заведомо продвинутой аудиторией».

Поэтому сотовый оператор предложил развитие городской инфраструктуры с помощью BIG DATA. Использование BIG DATA на практике Жижикин продемонстрировал на примере анализа данных по трафику жителей Московского Бутово.

«Пользователи интернета позволяют городу понять, как люди перемещаются по району, куда они ездят, каким транспортом пользуются, какая у них дневная активность, — заметил он. Анализируя эти данные, город имеет возможность организовывать среду таким образом, чтобы она была удобной для ее жителей», — подытожил директор макрорегиона Москва Tele2.

Такая система позволит грамотно продумать маршруты городского транспорта или максимально удобно спланировать возведение объектов социальной инфраструктуры города.

«В результате мы становимся не просто операторами связи, но интеграторами — владельцами информации, которая важна для разного рода потребителей».

Другие специалисты отрасли также отмечают, что коммерциализация BIG DATA может стать очень перспективным направлением для телекома уже в ближайшем будущем. Схожее с Жижикиным мнение высказал заместитель руководителя ДИТ города Москвы Александр Горбатько.

Появление и внедрение 5G стандарта усилит возможности сотовых операторов в данном направлении.

Сергей Эмдин прокомментировал: «Еще в прошлом году 5G было чем-то из разряда теории. А сейчас уже обсуждаются более-менее конкретные вещи — как надо строить сети, как их развивать».

Тренд №4 — «интернет вещей»

Интернет вещей
Фото: Firestock.

Эксперты считают, что еще одна хорошая возможность для повышения заработка сотовых операторов — это «интернет вещей». Генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин сообщил о заинтересованности своей компании в этом направлении.

Антон Устименко считает, что уже сейчас для развития «интернета вещей» есть благоприятные предпосылки. Например, в автомобильной отрасли. 40% — современных автомобилей уже оборудованы системой передачи данных. А 12% из них — даже не одной.

Следующим шагом будет расширение применения сотовой связи в охранных системах, в системах наблюдения, в «умных домах» и т. д. Совершенствование искусственного интеллекта будет способствовать росту необходимости «общения» вещей друг с другом. Такая тенденция неизбежно приведет к росту спроса услуги по передаче данных. Специалисты считают, что контроль над коммуникацией устройств сможет обеспечить технология блокчейна.

Тренд №5 — «железо»

Светлые умы телекома приходят к выводу — изменения ждут и в области аппаратного и программного обеспечений. Предпосылки к этому есть. Это острая необходимость в обработке, хранении и передачи все большего и большего объема данных.

Один из таких стимуляторов в России — закон Яровой, вступивший в силу 1 июля 2018 года. Сегодня существующие системы хранения для больших объемов очень громоздкие и дорогостоящие. В интересах отрасли найти альтернативные решения по более низкой цене.

Фото: Firestock.