«Налог на Google» активно пополняет бюджет РФ

Налог на Google активно пополняет бюджет РФ

«Налог на Google» за 2018 год заставил зарубежных продавцов электронного контента заплатить НДС на 12 млрд руб. Для сравнения, это на 2,6 млрд руб. больше, чем в предыдущем году. Такие данные приводит Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ.

«Налог на Google»

В июле 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ». В обществе его назвали «налог на Google». Документ вступил в силу с 1 января 2017 года. Согласно этому закону зарубежные компании-поставщики электронных услуг обязаны платить налог на добавленную стоимость.

НДС для иностранцев

НДС распространяется на такие виды электронных услуг, как: продажи компьютерных программ, игр, электронных книг, баз данных, изображений, музыки. Также на: предоставление доступа к поисковым системам в интернете, регистрацию доменов и др.

Иностранные организации, которые оказывают услуги в электронной форме физлицам в РФ, обязаны вставать на учет в российских налоговых органах. Для этого они должны подать заявление с соответствующим пакетом документов в течение 30 дней с момента начала оказания подобных услуг.  С 1 января 2019 года должны были встать на учет в налоговую компании, оказывающие электронные услуги компаниям и ИП (b2b сегмент).

«Первые заявления от этих компаний начали поступать еще в декабре 2018 года. Уже получено 465 заявок, в частности, от таких ведущих компаний, как Cisco, IBM, Qiwi, Opera Software, Phoenix Contact, Citrix Systems, Siemens, Nokia Solutions и др.», — сообщают в пресс-службе ФНС.

Напомним, что в 2017 году зарубежные компании пополнили российский бюджет по «налогу на Google» на 9,4 млрд руб.

Генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин отметил, что введение «налога на Google» не только принесло дополнительные поступления в бюджет РФ. Но и сбалансировало маржинальность иностранных и российских дистрибьюторов цифрового контента.

«Цена на контент для конечных пользователей, по нашим данным, не выросла. Лицензионных сделок на контент в b2b-сегменте нововведения не коснутся. Так как услуги оказывают не в электронной форме. Скорее речь о SaaS-решениях и т.д. Пока рост НДС не сказался на стоимости подписок и контента для потребителей. То есть рост налоговой нагрузки видеоплатформы приняли на себя», — прокомментировал он.

Мнение экспертов

Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын сказал, что за два года действия «налог на Google» оправдал прогноз Федеральной налоговой службы. И даже превзошел его на 27%. Рассуждая о влиянии налога и повышении ставки НДС на цены электронного контента, эксперт прогнозирует, что налог приведет к росту цен на контент для бизнес-потребителей. При этом клиенты все равно будут платить.

«B2B-сегмент невелик. Это, например, подписка на базы данных новостных и рейтинговых агентств, фотоархивы, научные журналы, графические элементы для веб-дизайнеров и т.п. Как правило, такие услуги отличаются ценовой неэластичностью. Потребитель не может от них отказаться, поскольку они существенны для ведения бизнеса. А поскольку поставщиков такого контента обычно мало и они не взаимозаменяемы, то у них есть возможность повысить цены. Поскольку перейти к другому поставщику клиент не может. Соответственно, урезать расходы, чтобы держать цены, издатели не будут», — пояснил он.

Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова подчеркнула, что «налог на Google», способствовал получению денежных средства в федеральный бюджет.

«Более того, введение данного налога позволило предотвратить уклонение от уплаты налогов российских компаний. Которые ранее регистрировались в иностранных юрисдикциях», — подчеркнула она.

О стоимости конечных услуг для потребителей Анастасия Соснова говорит, что компании закладывают издержки в стоимость предоставляемых услуг. Поэтому аналитик ожидает незначительное повышение стоимости контента. В том числе из-за роста НДС.

Фото: Sharon McCutcheon, Unsplash.