В 2020 году газета Коммерсантъ распространила информацию о том, что Яндекс якобы планирует запускать MVNO (Mobile Virtual Network Operator). Это был бы один из самых понятных и очевидных своими плюсами оператор связи как для потребителей, так и для Яндекса.
У Яндекса уже есть опыт запуска телефонного проекта — Яндекс.Телефония. Проект базировался на технологических телеком-ресурсах оператора АО «СанСим». Яндекс выступал как разработчик решения и отвечал за маркетинговое продвижение, а СанСим обеспечивал прикрытие в виде лицензий и номерной емкости. Но проект постепенно сходит на нет в силу насыщения рынка виртуальных АТС и облачных телефонных решений. Все меньше рекламы и вовлеченности пользователей видим через показатели.
Зачем Яндексу нужен был проект телефонии?
В годы старта проекта облачной телефонии параллельно Яндекс занимался разработкой голосовых сервисов (распознавание речи, Yandex Speech Kit). Которые со временем переросли в голосового помощника Алису и разработку отдельных технических устройств (например, Яндекс.Станция). И телефония был самым простым и дешевым способом получения огромного массива телефонных записей для анализа и обучения нейросети. Ведь тайна связи в силу требования ФЗ-126 «О связи» не позволяет Яндексу покупать эти данные у других операторов. А здесь как бы незаметно вполне можно анализировать такой массив данных.
И где же MVNO от Яндекса?
И в этой связи следующим логичным шагом для Яндекса было бы построение MVNO. Ведь доступ не только к голосу, но и данным сделало бы Яндекс практически недостижимым для конкурентов в части таргетирования тех или иных услуг. Представьте, какой массив данных о просмотре видеоконтента, заказов на маркете, маркетплейсах и прочих сервисах. Но Яндексу всего этого не нужно.
Для этого у него есть доступ к истории просмотров в Яндекс.Браузере. Доля рынка 25,67% среда всех браузером в России (по данным Яндекс.Радар). Ведь даже на уровне трафика оператор связи практически ничего про пользователя уже не знает. Благодарить за это нужно шифрование (https, tls и прочее). И, видимо, этого Яндексу сейчас достаточно, чтобы оставаться лидером в своем сегменте обработки пользовательских данных. Ни Сбермобайл, ни Тинькофф Мобайл, ни иной другой MVNO проект даже близко не может приблизиться к Яндексу по этим критериям.
Отсюда возникает неприятный для операторов выводов. Их используют как трубу. Как канал доступа для сервисов. И никто в этот сегмент бизнеса уже идти не хочет при том уровне инвестиций и отдачи. Операторы ценовым демпингом сами загнали себя в ловушку. Любое повышение цены воспринимается как объявление абонентам войны. При этом даже «классические» мобильные операторы стараются избавиться от CAPEX путем продажи башенной инфраструктуры. Переложить все в OPEX и попытаться свободные деньги потратить на переформатирование бизнеса. Кто-то решается играть в экосистемы, кто-то ищет синергию с другими партнерами. У каждого свой путь. Посмотрим, какой окажется более эффективным.
И дальнейшие перспективы создания и развития MVNO проектов под большим вопросом с экономической точки зрения. Ведь даже Яндекс не хочет в этом принимать участия. Видимо, не последнюю роль здесь играет и усиливающая роль государственного контроля и регулирования.