Зачем Яндекс заходит на рынок виртуальных операторов связи (MVNO)

Зачем Яндекс заходит на рынок виртуальных операторов связи (MVNO)

На днях газета «Ъ» сообщила об интересе компании Яндекс к построению собственного виртуального оператора связи. Попробуем разобраться, зачем интернет-гиганту заходить на высококонкурентный и уже несколько лет не растущий рынок мобильной связи, в частности, в формате MVNO.

Несмотря на ажиотаж к созданию MVNO со стороны представителей различных направлений бизнеса, признать результаты их работы положительными пока сложно. На сегодняшний день наиболее интересующимся сегментом для построения MVNO является банковский. Среди последних запусков — виртуальный оператор связи ВТБ. Однако все чаще звучат слова о том, что виртуальные операторы создаются не для построения классического операторского бизнеса и ради извлечения прибыли, а ради получения данных о пользователях различных цифровых сервисов. Или наполнения текущих бизнес-процессов новыми смыслами для клиентов.

Продажа данных пользователей Яндекса

Яндекс, который является лидером на рынке данных о пользователях Рунета, в последнее время нащупал интересную стратегию продажи этих данных заинтересованным сторонам. Например, продажа данных для Национального бюро кредитных историй для оценки рейтинга надежности заемщика. На фоне желания мобильных операторов быть самостоятельными участниками этого рынка наверняка стоимость данных о мобильных пользователях выросла. Яндекс хочет иметь актуальный доступ к первоисточнику этих данных для использования более глубоких и качественных анализов. И желательно недорого.

Мобильный оператор в формате MVNO дает огромный массив данных об абонентах: начиная от геолокации и маршрутов, заканчивая содержимым переписки и звонков. Яндекс уже имеет положительный опыт «сканирования» голосового трафика в партнерстве с компанией АО «СанСим», которая является партнером по сервису Яндекс.Телефония. Имея накопленный массив сохраненных записей голосовых звонков, Яндекс смог довольно быстро, в течение нескольких лет, создать одного из лучших голосовых помощников — робота Алису.

Имея доступ к мобильным данным, Яндекс сможет снизить издержки на «покупку» данных о своих мобильных клиентах и проводить более качественный таргет своих сервисов. Ведь речь идет не только о рекламе, а о большом количестве смежных бизнесов: такси, доставка, электронная торговля и прочие. Чем более качественная аналитика будет о конечном пользователе, тем больше выгоды для самого Яндекса.

Бизнес-модель MVNO Яндекс.Мобайл

Зачем Яндекс заходит на рынок виртуальных операторов связи (MVNO)Бизнес-модель потенциального нового виртуального оператора от Яндекса скорее всего будет тесно связана с Яндекс.Плюсом — сервисом, за которым достаточно стабильная и платежеспособная аудитория. При среднем ARPU на рынке мобильной связи 200-250 рублей, «затраты» Яндекса на сбор данных о пользователях будет вполне окупаемыми. А качество таргетинга улучшится и средний чек от пользователя Яндекса по смежным сервисам вырастет. При общей сумме инвестиций в построение сети виртуального оператора MVNO в районе 100 млн руб («под ключ»), такая бизнес-модель выглядит вполне реальной.

Но есть одна особенность. Любой виртуальный оператор связи базируется на материнской host-сети. И условия присоединения и эксплуатации сети могут меняться в одностороннем порядке. С учетом того, что виртуальный оператор Яндекс планируется на сети Теле2 (ныне это уже полноценный актив «Ростелекома»), риски такого выхода на рынок мобильной связи имеется — Ростелеком сам все активнее включается в различные сферы жизни как локомотив «цифровой экономики». Но Яндекс наверняка все просчитал и готов вступить в бой на территории классических операторов связи. Которые, к слову, всвязи с новой концепцией 5G скоро сами станут виртуальными. И та поспешность, с которой идет принятие регламентирующих работу eSIM документов, говорит в пользу того, что рынок телекома скоро сильно преобразится.

В реестре лицензий пока отсутствует юридическое лицо со словом «Яндекс» в названии. Но это не мешает Яндексу проводить кооперацию с другими игроками рынка, как это было с виртуальной ip-телефонией. Несмотря на то, что Яндекс тогда запрыгивал в уходящий поезд. Но по факту оказалось, что этот поезд ехал в другом направлении.