Магазины и кафе теперь не могут собирать персональные данные клиентов

Магазины и кафе теперь не могут собирать персональные данные клиентов

С 1 сен­тября 2022 го­да продавцам зап­ре­тят от­ка­зывать в зак­лю­чении, из­ме­нении, рас­торже­нии или ис­полне­нии до­гово­ра из-за отказа пот­ре­бителя предоставить свои пер­со­наль­ные дан­ные.

Персональные данные: нововведения

Гос­ду­ма РФ в треть­ем чте­нии при­няла за­кон о пре­сече­нии при­нуди­тель­но­го сбо­ра пер­со­наль­ных дан­ных (ПДн). Дело в том, что сейчас при совершении покупок или оплате услуг предприниматели под разными предлогами собирают личные данные клиентов: номера телефонов, адреса электронной почты, ФИО и прочее, отметил Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

Он пояснил: «Прежде всего это касается онлайн-магазинов. Принятие соответствующих поправок позволит дополнительно защитить права потребителей».

Депутаты предлагают в статье 16 закона «О защите прав потребителей» закрепить перечень недопустимых условий договора.

«К таким условиям могут быть отнесены, например, установление штрафных санкций для потребителя за отказ от исполнения договора, оказание дополнительных услуг за плату без согласия потребителя, ограничение права выбора способа и формы оплаты. Положения, устанавливающие перечень недопустимых условий договора, распространятся и на ранее заключенные договоры», — рассказали в Госдуме.

Алексей Юсупов, старший юрисконсульт Linxdatacenter в Санкт-Петербурге считает, что поправки отражают системное толкование принципов, заложенных законодателем в суть Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и положения Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

«На фоне развивающегося тренда по повышению уровня регулирования и контроля за обработкой ПДн развитие положений «Закона о защите прав потребителей» в части предоставления потребителям дополнительных гарантий защиты прав и законных интересов выглядит вполне логичной мерой ввиду очевидного неравного положения потребителей в правоотношениях с иными субъектами предпринимательской деятельности», — отмечает юрист.

Знакомые нововведения

Сам запрет на отказ от заключения, исполнения или расторжения сделки в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, кроме случаев необходимости предоставления таких данных для заключения или исполнения договора – по сути не является новшеством. В данном случае поправки дублирует главные принципы и нормы регулирования правоотношений с потребителями, устанавливая императивный запрет на сбор ПДн без прямого волеизъявления субъекта ПДн, говорит Юсупов.

«Предлагаемые изменения по части запрета на отказ от заключения, исполнения или расторжения договора в связи с возможностью отказа потребителем предоставить свои персональные данные повлечет необходимость для коммерческих субъектов пересмотреть порядок сбора ПДн. Хозяйствующим субъектам придется комплексно пересмотреть подход к сбору ПДн, возможно произвести мероприятия по внеплановому аудиту ПДн, что определённо повлечет дополнительные расходы на контрольно-организационные процедуры», — пояснил юрист.

Владелец бизнес-школы Katkov.School, член Ассоциации юристов России, Павел Катков высказал мнение, что проект до пункта 4 — это попытка собрать в один пакет нарушения, допускаемые в отношении потребителей.

«И если ранее юристам надо было доказывать незаконность тех или иных норм (например, о подсудности), то теперь их собрали в одном месте и прямо сказали: так нельзя», — уточняет он.

Юрист опасается пункта 4 проектируемой статьи, согласно которому «Продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем».

Катков отметил, что «исполнителю услуги виднее, когда ему нужны, а когда не нужны персональные данные, и какие», а закон не предусматривает обязанность их предоставить, соответственно юридические лица не смогут их получить.

Он также указывает на оговорку про непосредственную связь с исполнением договора с потребителем.

«Но теперь, например мне, как онлайн-школе, надо будет эту связь доказывать. Сделать это, впрочем, будет несложно: для оказания услуг EdTech-отрасли нам необходимо и имя, и телефон, и электронный адрес — посредством этих данных мы с ним общаемся, информируем о расписании, даём доступы к урокам, идентифицируем в информационных технологических системах», — говорит Павел Катков.

По мнению Президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова поправки не несут никаких изменений для добросовестных участников рынка. Он отмечает, что отчасти поправки защитят потребителей от тех владельцев ресурсов, которые под видом интернет-магазинов целенаправленно занимаются сбором персональных данных.

«Речь идет о площадках, где потенциальный покупатель не может даже ознакомиться с каталогом товаров, пока не зарегистрируется, то есть не сообщит свои ПДн», — уточнил Артем Соколов.

Фото: Firestock.