Билайн увеличил М2М тарифы на 50%. Когда ФАС возбудит дело? И почему молчит РКН?

Билайн увеличил М2М тарифы на 50%. Когда ФАС возбудит дело

Оператор связи ПАО «Вымпелком» (бренд Билайн) в одностороннем порядке повысил цены на действующих тарифах М2М на 50% без согласования с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Тема повышения тарифов связи последние несколько месяцев обсуждается в самых разных аспектах. С одной стороны, все понимают, что действующие тарифы на мобильную связь необходимо корректировать (в том числе в сторону увеличения). С другой — такое изменение требует согласований с надзорными органами в силу антимонопольного законодательствва.

Почему вообще государство вмешивается в регулирование тарифов на мобильную связь?

Нет, государство не запрещает операторам определять ценообразование тарифов на мобильную связь. Но в силу доминирующего положения некоторых операторов связи на рынке услуг ФАС следит за изменением на текущие тарифы. Это зафиксировано в ФЗ-135 «О защите конкуренции». Более точно это все определено в статье 5, где как раз подробно описано состояние доминирующего положения хозяйствующего субъекта и даны критерии.

Соглашение об индексации тарифов на мобильную связь не выше уровня потребительских цен

В апреле месяце между представителями «большой четверки», Минцифры и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) были достигнуты договоренности о возможности такого повышения. Были разработаны методические рекомендации, где прописаны механизм повышения, уровни индексации и порядок уведомления надзорных органов.

К сожалению, операторы связи пренебрегли возникшими договоренностями и на фоне падающих показателей в отчетах и решили «втихую» поднять свою выручку за счет «слабой стороны договора» — абонента. Поскольку сегодня конкурировать сервисами у сотовых компаний получается довольно плохо, единственный способ хоть как-то удержать «красивые» цифры перед акционерами — повышение тарифов. Это дело нехитрое.

Инвестиции в строительство сотовых вышек заменили на аренду

Ведь инвестиции в инфраструктуру и обслуживание сетей за последние несколько лет начали расти опережающими темпами. Безусловно, в расходах операторов затраты на закупку оборудования, исполнение требований регулятора и ФСБ в части исполнения «пакета Яровой», выплата вознаграждений топ-менеджерам занимают значимое место.

Но за последний год инвестиции в строительство «башенной инфраструктуры» серьезно сократились, МегаФон и Билайн вообще продали этот актив башенному оператору Вертикаль и Национальной башенной компании группе «Сервис-Телеком» соответственно. С  недавнего времени оба оператора арендуют вышки уже у инфраструктурных игроков (заменив CAPEX на OPEX и высвободив часть финансовых ресурсов). Значит, повышением цен пытаются залатать какие-то другие дыры в бюджете?

Билайн повышает цены без согласования с ФАС

Возвращаясь к теме повышения цен на действующие тарифы, Билайн пошел дальше всех. Но почему-то до сих пор не привлек внимание ФАС.

На фоне оттока абонентской базы (в первом квартале 2022 года уменьшение абонентской базе на 3.1%) компания демонстрирует рост ARPU на 5,8%.

У Билайн есть отдельная платформа М2М для различных телеметрических сервисов. Маркетологи Билайна, видимо, взяли общее количество карт, посмотрели средние траты пользователей. И нашли неисчерпаемый источник «халявы». Известно, что многие компании по установке автомобильных сигнализаций (например, Pandora, Призрак) по умолчанию комплектуют (или комплектовали ранее) свои системы М2М sim-картами Билайна. Причем в установке своей sim-карты вам с большой долей вероятности откажут (проверено на личном опыте редакции).

И если ранее подкупали условия тарификации (без абонентской платы, а трафик, звонки и смс по факту) и минимальная плата в месяц (около 15-20 рублей фактических затрат), то нынешние условия Билайна сложно назвать приличным словом. Скорее выглядит как выкручивание рук — потому что никто не полезет вновь разбирать торпеду машины, чтобы заменить sim-карту Билайна на какую-то другую.

Видимо, маркетологи выгрузили общее количество карт, посмотрели средние расходы и решили, а чего бы нам не ввести абонентскую плату с грабительскими расценками? Ну подумаешь 1Гб интернета за 2500 рублей в месяц, зато выручку как поднимем. И сначала вводят минимальный набор сервисов с обязательной платой в размере 60 рублей в месяц — хотя абоненты тратили в разы меньше.

А с лета 2022 года решили пойти дальше — поднять эти же тарифы еще на 50%. И в итоге сейчас абонентская плата составляет минимум 90 рублей в месяц.

Да, на сайте Билайна тарифы начинаются от 70 рублей в месяц. Но если вы попробуете установленную в вашей машине sim-карту Билайна переоформить на себе или сменить тариф, вы поймете, что Билайн продолжает поддерживать тему с «серыми» sim-картами и смеется не только над представителями ФАС, но и Роскомнадзора. Разница в 20 рублей похожа на «комиссию» производителя за каждую проданную sim-карту — Билайн раньше очень любил агентские каналы продаж с не всегда прозрачным тарифообразованием.

Официальный запрос в Pandor’у (ООО «Аларам трейд») с просьбой указать паспортные данные владельца транспортного средства в качестве конечного пользователя и переоформить контракт с Билайной на абонента (для дальнейшей смены тарифа и вообще конфиденциальности передеваемых данных) будет проигнорирован. Данная компания, возможно, нарушает требования ФЗ-533 в части внесения данных о конечных пользователях, Билайн их покрывает, а Роскомназдор должен обратить на этот факт внимание. Аналогичная ситуация с компанией ООО «ТЭК электроникс» (производитель сигнализаций «Призрак»).

Да, в законе есть исключение про отсутствие необходимости регистрировать М2М карты с указанием паспортных данных. Но Билайн до сих пор не может определиться, что такое М2М и как правильно это оформлять через Госуслуги. То у них это карты без звонков и sms, то это карты с супер-дорогими тарифами… До сих пор загадка. А право конечного пользователя услугами связи оформить договор на себя никто не отменял. Билайн даже запускал соответствующую акцию с «амнистией» абонентов.

Ну и вишенкой на торте является тот факт, что оплачиваете вы услуги поставщику связи Билайн за поставщиков сервисов. Напрямую оператору связи. Без юридических оснований — договора между Билайном и вами нет никакого. А если захотите, ничего не сможете обосновать.

И безопасность вашей машины становится уже не такой безопасной.

Ведь данные перемещений логгируются в сервисе, их могут передавать неограниченному кругу лиц и они могут быть использованы против вас. Стоит задуматься над этим.

Но есть и приятная новость для Клиентов и неприятная для Билайн: вы можете на законных основаниях потребовать уплаченные денежные средства обратно. За последние 3 года уже точно. Отказать Билайн не имеет права.

По факту имеем:

— Билайн нарушил апрельское предписания ФАС и поднял цены на действующие тарифы более, чем на 50%;
— М2М sim-карты невозможно переоформить на конечного пользователя;
— контролировать, кому передаются данные о ваших перемещениях, тоже невозможно в силу отсутствия юридических оснований (тайна связи в этом случае перестает работать).

Примечание редакции. Все написанное является исключительно личным опытом одного из наших авторов. Уверены, что аналогичные истории есть в отношении других телематических сервисов и операторов связи.

Фото: официальный сайт оператора связи.