Приобрести первые квантовые телефоны стоимостью 40 млн рублей смогут РЖД и Газпром уже в 2023 году. Об этом сообщил замгендиректора «ИнфоТеКС» Дмитрий Гусев.
Покупателями первых квантовых телефонов в России станут РЖД и Газпром, отметил замгендиректора «ИнфоТеКС» Дмитрий Гусев в рамках своего выступления на мероприятии компании в четверг, 17 ноября.
«Сейчас (в РЖД и Газпроме — прим. ред) проходят испытания. Надеемся, в следующем году расскажем о первых фактических внедрениях», — сообщил спикер.
Квантовый телефон
Квантовый телефон — это оборудование, состоящее из сервера или рабочей станции с установленной на них квантовой системой выработки и распределения ключей, а также IP-телефон с внедренным средством криптографической защиты информации.
Подробнее про квантовые коммуникации можно прочитать в нашем лонгриде.
Дмитрий Гусев говорил, о продукте ViPNet QSS, разработчиком которого был Центр компетенций НТИ на базе МГУ им. М.В. Ломоносова, а производителем — компания «ИнфоТеКС».
Звонки по квантовому телефону можно осуществить только абонентам, у которых также есть квантовый приемник. К тому же необходимо, чтобы оба устройства были подключены к распределительному узлу квантовой сети по линиям связи с «темной» оптикой и определенными характеристиками.
Квантовая технология считается одной из самых надежных в мире. За счет того что трафик шифруется протоколом квантового шифрования, злоумышленники не смогут получить к нему доступ.
При этом для работы оборудования есть ряд требований: по температуре в помещении, сейсмоустойчивости и т.д.
Первые разработки квантового телефона
Первую версию устройства «ИнфоТеКС» представил в конце 2017 года. Ранее в этом же году МГУ и «ИнфоТеКС» победили в конкурсе Минобрнауки и получили субсидию на создание высокотехнологичного производства квантово-криптографической аппаратуры защиты информации.
В мае 2019 года разработчики продемонстрировали сеанс квантово-защищенной связи. После чего представители заявили, что серийное производство первых партий квантового телефона начнется к концу 2019 года. Стоимость оборудования оценили примерно в 30 млн руб. Как пояснил Дмитрий Гусев, указанная сумма была актуальна для 2019 года.
«На тот момент интерес потенциальных заказчиков еще не успел оформиться в готовность приобрести подобные продукты. Поэтому мы пересмотрели свои планы и продолжили вести тестирование произведенных опытных образцов, запустили новые исследования, продолжили развивать производственную базу», — рассказал он.
По словам представителя Национальной технологической инициативы (НТИ), около двух лет ушло на сертификацию квантово-криптографической системы, без которой продажи невозможны. На сегодняшний день система поддерживает передачу голосового трафика и файлов, а в ближайшее время в ней появится функция видео-конференц-связи, добавил он.
Один из источников сообщил, что цена квантового телефона в настоящее время — 40 млн руб. При этом Дмитрий Гусев точную стоимость не назвал, но отметил, что защита одного сегмента сети длиной до 100 км на принципах квантового распределения ключей обойдется в «несколько десятков миллионов рублей».
«При увеличении объемов производства квантово-криптографических комплексов и масштабов их внедрения стоимость подобных решений, очевидно, будет снижаться», — добавил он.
Внедрение квантовой технологии
Гусев затруднился сказать, есть ли за рубежом аналогичные разработки, но отметил, что многие страны занимаются квантовыми коммуникациями.
В РЖД и Газпроме не комментируют тему внедрения квантового телефона. Однако ранее обе госкомпании интересовались квантовыми технологиями. в В 2020 году источник, близкий к НТИ, сообщал, что первым покупателем квантового телефона может стать Газпром. А РЖД в рамках соглашения с правительством реализуют «дорожную карту» развития «Квантовых коммуникаций».
Дмитрий Гусев указал на то, что первыми заказчиками квантово-криптографических систем станут госорганы и госкорпорации. Интерес к квантовому телефону проявляют крупные нефтегазовые, энергетические и телекоммуникационные компании, а также ведомства, которые «занимаются обеспечением безопасности страны и организации с высоким уровнем секретности», отметил представитель НТИ.
Он добавил, что речь идет о «сложной квантовой системе криптографической защиты данных, которую нельзя взломать», не просто о телефонном аппарате.
Фото: Firestock.