Виртуальный DEF номер как угроза национальной безопасности

Виртуальный DEF номер как угроза национальной безопасности

За последние 20 лет слово «виртуальный» прошло путь от «вау, круто, новые технологии» до признания их «угрозой безопасности».

Недавно под раздачу попали сервисы «виртуальных атс с ip-телефонией», которые мошенники якобы используют для обмана доверчивых граждан. И призывали бороться с компаниями, которые распространяют эти решения. Правда, когда дело дошло до реализации «Антифрода», выяснилось, что дело совсем не в АТС. А правилах пропуска телефонного трафика. Но кто же будет в этом разбираться.

Вчера наступил черед «виртуальных номеров». Причем об этом заявили в самом Правительстве! Там-то уж точно в связи (наверняка, с подачи Минцифры) должны разбираться. При детальном рассмотрении выяснилось, что речь совсем не про DEF-номера, как пишут многие СМИ.

На самом деле, в соответствии с планом нумерации никаких виртуальных номеров в России не существует.

Есть 3 типа номеров:
— ABC — географически определяемые (местные/стационарные) по субъектам
— DEF — географически неопределяемые (мобильные) по субъектам
— КДУ — код доступа к услуге электросвязи — номера 80х, 88х, 970 и 971.

И формально много лет «виртуальными» можно было называть только номера 8800, которые работали в режиме переадресации (до появления SIP). Для исходящих звонков их использовать нельзя. Правда, многие компании до сих пор это делают. А сотовые операторы до сих пор пропускают такие звонки на своей сети. Оставим это на их совести. И тех, кто их курирует в рамках «Антифрода». Ведь «большая четверка» подключена уже, да? Тогда почему незаконный трафик продолжает идти? Почему «Антифрод» это не блокирует?

Сейчас же термин «виртуальный» номер трансформировался. Любой номер может стать виртуальным. Достаточно просто установить переадресацию — и вуаля, номер виртуальный. Технически реализовать такой сервис — проще простого.

Но в контексте заявления «угрозы» нужно понимать, что вчерашним Правительство просто само себе решило дать по рукам. Да, именно так. Ведь речь в Постановлении идет не про продажу виртуальных номеров, а про то, что мессенджеры идентифицируют пользователей без валидации принадлежности номера соответствующему абоненту. И вину за неработающий механизм переложили на сервисы. Но давайте разбираться.

Тут важно вспомнить Постановление Правительства РФ от 20 октября 2021 г. № 1801. Пункт 2 Правил идентификации, которые утверждены ПП1801, гласит:

«2. Организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями осуществляет идентификацию пользователей сервиса обмена мгновенными сообщениями путем достоверного установления сведений об абонентском номере подвижной радиотелефонной связи».

Как он должен это сделать? Правила говорят, что между мессенджером и оператором связи должен быть заключен договор об идентификации. И оператор связи обязан в течение 20 мин после запроса направить ответ мессенжеру. Если номер не принадлежит абоненту, мессенджер обязан заблокировать пользователя. Вы где-то такое видели в России? Кто из мессенджеров заключил такие договоры? Вот-вот.

И работать это должно было уже давно. Как минимум с 1 марта 2022 года. Кто несет ответственность за неработающий механизм? Ведь зачем-то его на законодательном уровне протаскивали?

Да плевать хотели мессенджеры на него. И вопрос с вышеуказанной «угрозой» нужно адресовать не сервисам виртуальных номеров, а к мессенджерам, которые не валидируют пользователей.

Вот пусть те, кто лоббировал это Постановление, и спрашивают с Правительства — почему то, что уже много лет как должно работать, не работает. Иначе какой смысл плодить очередные Постановления и пугать законопослушных людей запретом на продажу DEF-номеров?