В Совете Федерации обсудили основные проблемы в сфере кибербезопасности в России

В Совете Федерации обсудили основные проблемы в сфере кибербезопасности в России

Сбер обратил внимание Совета Федерации на ключевые проблемы кибербезопасности в России и предложил способы их решения.

Во время заседания Комитета Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации вице-президент Сбера по кибербезопасности Сергей Лебедь рассказал сенаторам о главных вызовах в области кибербезопасности в России и путях их преодоления.

Сергей Лебедь, вице-президент по кибербезопасности Сбербанка: «Законодатели и регуляторы проделали огромную работу, которая позволяет эффективнее бороться со злоумышленниками. Например, число мошеннических звонков россиянам с начала года сократилось в 3,5 раза – до 6 млн в сутки, решена проблема телефонных звонков с подменных номеров. Но надо действовать дальше. Главная потребность сейчас – создание единого координирующего органа в сфере кибербезопасности, так как поодиночке заразу кибермошенничества победить невозможно. Этот орган можно сформировать на базе действующей структуры или создать отдельное ведомство. Его задачи: координировать работу государства и бизнеса в деле обеспечения собственной кибербезопасности и кибербезопасности россиян; анализировать риски, угрозы и инциденты, вырабатывать меры противодействия, формировать консолидированную позицию по вопросам кибербезопасности для более эффективного диалога с властью, в том числе законодателями».

Сергей Лебедь отметил, что объём киберпреступности стремительно растёт, и ущерб для жителей России может составить около 250 миллиардов рублей. Недостаточное внимание к этой проблеме со стороны государства может привести к росту социальной напряжённости. Основная мишень мошенников — уязвимые слои населения: каждый пятый — пенсионер, а количество подростков, вовлечённых в мошеннические схемы, выросло в 74 раза за последние три года.

Алексей Пушков, председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ: «Я дважды был в Сбере и видел впечатляющую работу центра кибербезопасности банка. С точки зрения технологий работа налажена хорошо, теперь необходимо усилить поддержку этой работы с помощью законодательной базы. Законы всегда основываются на объективных потребностях, а потребность в защите людей от рисков, которые несет развитие современных технологий, в том числе на основе искусственного интеллекта, постоянно растет. Мы также отмечаем важность повышения межведомственной координации в сфере кибербезопасности. Наша задача – предотвратить использование искусственного интеллекта, в частности, дипфейков, во вредоносных для граждан, общества и государства целях».

Также представитель Сбера предложил следующие меры по борьбе с киберпреступностью:

  • внедрение эффективных правовых механизмов оперативного взаимодействия между МВД России, Банком России, кредитными организациями и операторами связи для предотвращения и расследования мошенничества;
  • введение уголовной ответственности для дропперов — лиц, помогающих мошенникам выводить украденные средства;
  • регулирование оборота и использования SIM-боксов — устройств, позволяющих мошенникам совершать массовые звонки.

Сергей Лебедь также подчеркнул, что способность компаний защищать своих клиентов от мошенников становится важным конкурентным преимуществом. Сбер обеспечивает высокий уровень безопасности, например, не было ни одного случая обмана клиентов, подключивших сервисы кибербезопасности в мобильном приложении СберБанк Онлайн. В настоящее время в приложении банка представлено около 20 сервисов по кибербезопасности: проверка и блокировка мошеннических звонков, антивирус, проверка веб-сайтов и телефонных номеров и так далее. Этими сервисами воспользовались 20 миллионов клиентов.

Фото: Firestock.