«Налог на Google» за 2018 год заставил зарубежных продавцов электронного контента заплатить НДС на 12 млрд руб. Для сравнения, это на 2,6 млрд руб. больше, чем в предыдущем году. Такие данные приводит Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ.
«Налог на Google»
В июле 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ». В обществе его назвали «налог на Google». Документ вступил в силу с 1 января 2017 года. Согласно этому закону зарубежные компании-поставщики электронных услуг обязаны платить налог на добавленную стоимость.
НДС для иностранцев
НДС распространяется на такие виды электронных услуг, как: продажи компьютерных программ, игр, электронных книг, баз данных, изображений, музыки. Также на: предоставление доступа к поисковым системам в интернете, регистрацию доменов и др.
Иностранные организации, которые оказывают услуги в электронной форме физлицам в РФ, обязаны вставать на учет в российских налоговых органах. Для этого они должны подать заявление с соответствующим пакетом документов в течение 30 дней с момента начала оказания подобных услуг. С 1 января 2019 года должны были встать на учет в налоговую компании, оказывающие электронные услуги компаниям и ИП (b2b сегмент).
«Первые заявления от этих компаний начали поступать еще в декабре 2018 года. Уже получено 465 заявок, в частности, от таких ведущих компаний, как Cisco, IBM, Qiwi, Opera Software, Phoenix Contact, Citrix Systems, Siemens, Nokia Solutions и др.», — сообщают в пресс-службе ФНС.
Напомним, что в 2017 году зарубежные компании пополнили российский бюджет по «налогу на Google» на 9,4 млрд руб.
Генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин отметил, что введение «налога на Google» не только принесло дополнительные поступления в бюджет РФ. Но и сбалансировало маржинальность иностранных и российских дистрибьюторов цифрового контента.
«Цена на контент для конечных пользователей, по нашим данным, не выросла. Лицензионных сделок на контент в b2b-сегменте нововведения не коснутся. Так как услуги оказывают не в электронной форме. Скорее речь о SaaS-решениях и т.д. Пока рост НДС не сказался на стоимости подписок и контента для потребителей. То есть рост налоговой нагрузки видеоплатформы приняли на себя», — прокомментировал он.
Мнение экспертов
Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын сказал, что за два года действия «налог на Google» оправдал прогноз Федеральной налоговой службы. И даже превзошел его на 27%. Рассуждая о влиянии налога и повышении ставки НДС на цены электронного контента, эксперт прогнозирует, что налог приведет к росту цен на контент для бизнес-потребителей. При этом клиенты все равно будут платить.
«B2B-сегмент невелик. Это, например, подписка на базы данных новостных и рейтинговых агентств, фотоархивы, научные журналы, графические элементы для веб-дизайнеров и т.п. Как правило, такие услуги отличаются ценовой неэластичностью. Потребитель не может от них отказаться, поскольку они существенны для ведения бизнеса. А поскольку поставщиков такого контента обычно мало и они не взаимозаменяемы, то у них есть возможность повысить цены. Поскольку перейти к другому поставщику клиент не может. Соответственно, урезать расходы, чтобы держать цены, издатели не будут», — пояснил он.
Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова подчеркнула, что «налог на Google», способствовал получению денежных средства в федеральный бюджет.
«Более того, введение данного налога позволило предотвратить уклонение от уплаты налогов российских компаний. Которые ранее регистрировались в иностранных юрисдикциях», — подчеркнула она.
О стоимости конечных услуг для потребителей Анастасия Соснова говорит, что компании закладывают издержки в стоимость предоставляемых услуг. Поэтому аналитик ожидает незначительное повышение стоимости контента. В том числе из-за роста НДС.
Фото: Sharon McCutcheon, Unsplash.