Финансовые и операционные результаты Билайн

Финансовые и операционные результаты Билайн

ПАО «ВымпелКом» (бренд Билайн) обнародовал финансовые результаты во II квартале текущего года. Выручка компании выросла на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Она составила 72,5 млрд руб. Основными факторами, повлиявшими на рост, стали: увеличение мобильной сервисной выручки на 3,5%, что составило 57,6 млрд руб. И весомый рост выручки от продаж оборудования и аксессуаров — на 107,2%, а это — 5,7 млрд руб.

ВымпелКом подвел итоги финансовых и операционных результаты за II квартал 2018 года. Согласно данным, совокупная выручка оператора выросла на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Она составила 72,5 млрд руб.

Сервисная выручка в мобильном сегменте увеличилась на 3,5% и составила 57,6 млрд руб. Положительная динамика роста выручки оператора наблюдается во многом за счет увеличения выручки от передачи данных и других дополнительных сервисов. Именно они компенсировали снижение выручки компании от продажи голосовых услуг.
Общая выручка в мобильном сегменте выросла уже на 8,7%. Она составила 63,5 млрд руб. Доход от услуг по передаче мобильных данных увеличился на 6,2% — это 15,4 млрд руб.

«Увеличение показателя обеспечил рост проникновения пакетных предложений и смартфонов. А  также соответствующий рост объемов передаваемых данных», — прокомментировали представители ВымпелКома.

Текучка абонентов Билайн

Стоит заметить, что при столь позитивных показателях число абонентов ВымпелКома сократилось. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, абонентов у оператора стало на 3,3% меньше. Около 56,4 млн. В компании сообщили, что это в полной мере соответствует тенденциям современного рынка. Количество клиентов, которые пользуются мобильным интернетом оператора, также снизилось на 4% — 38,1 млн. В основе такой динамики лежит сокращение объемов продаж через альтернативные каналы дистрибуции в результате фокуса на развитие монобрендовой сети.

Уменьшение клиентской базы преимущественно произошло из-за снижения количества абонентов со сроком пользования услугами менее 12 месяцев. Одновременно с этим количество абонентов со сроком пользования более 12 месяцев в общей базе клиентов выросло. Увеличилась и доля объемов B2C-продаж через монобрендовые магазины Билайна. К концу II квартала 2018 года — до 38%.

В то же время, средний доход в месяц в расчете на абонента (ARPU) в мобильном сегменте продолжил свой рост. Показатель ARPU поднялся на 5,6%, до 338 руб. Количество минут, использованных абонентом на услуги голосовой передачи (показатель MOU), снизилось на 4,2% (до 323 минут).

Фиксированный сегмент

Сервисная выручка в фиксированном сегменте сократилась на 10% — до 8,9 млрд руб. Как сообщают представители ВымпелКома, на показатель повлияло сокращение на 600 млн руб. выручки от транзитного трафика, централизованного в VEON Wholesales Services. Это подразделение группы VEON, которое взаимодействует с международными операторами.

«Без учета этого влияния сокращение выручки в фиксированном сегменте составило бы 4,4%. По сравнению с предыдущими кварталами обозначился бы тренд на улучшение», — уточнили в компании.

Выручка по ШПД снизилась на 1,2% до 2,5 млрд руб. ARPU по ШПД также снизился на 5,2% до 371 руб. Однако при этом количество абонентов увеличилось на 4,2% до 2,3 млн.

«Конвергентные тарифные предложения (FMC) продолжают играть важную роль в развитии фиксированного сегмента. Клиентская база FMC выросла во II квартале 2018 г. на 34%. В годовом исчислении и достигла 973 тыс. клиентов. Таким образом, доля клиентов FMC в общей базе клиентов ШПД составила 43%, что оказало влияние на снижение оттока», — сообщает в отчете ВымпелКом.

Показатель EBITDA увеличился на 1,2% и составил 27,2 млрд руб. Таким образом, он обеспечил базовую прибыль EBITDA рентабельностью 37,6%. Это на 1,8 п.п. меньше в годовом исчислении.

«В основе роста EBITDA по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года — рост выручки. Частично компенсированный возросшими затратами на рекламу, увеличением технических и ИT-затрат по причине расширения сети. А также затратами на интеграцию «Евросети», которые во II квартале 2018 составили приблизительно 1 млрд руб.»

Монобренд Билайн

Затраты на интеграцию частично компенсирует рост рентабельности продаж оборудования и аксессуаров. В результате, рост продаж устройств обусловлен увеличением количества монобрендовых магазинов Билайн.

В 2018 году Билайн увеличил вдвое количество монобрендовых магазинов — теперь их свыше 3 100. Если взять в расчет монобренд и франшизу, то у Билайна открыто уже 5 000 магазинов. На сегодняшний день, магазины оператора работают более чем в 700 городах России. На такую статистику повлияла Евросеть.

Напомним, что в конце февраля ВымпелКом и МегаФон совершили сделку по разделению бизнеса Евросети. По условиям соглашения ВымпелКом приобрел половину салонов Евросети, что составило 1,8 тыс. розничных магазинов. Взамен оператор отдал свою 50%-ную долю МегаФону.

В результате интеграции салонов связи, количество салонов Билайна увеличилось. Во II квартале 2018 выручка ВымпелКома от продажи оборудования и аксессуаров поднялась на 107% — до 5,7 млрд руб.

«Мы получаем существенную маржу от продаж девайсов, которая соответствует нашим бюджетным планам и находится в рынке», — прокомментировал исполнительный вице-президент, главный финансовый директор ВымпелКома Андрей Ларкин.

Собственные салоны связи

К концу 2018 года компания планирует осуществлять более половины всех розничных продаж через собственные салоны.

«Привлечение клиентов в магазины позволит нам продавать больше услуг, повышать ARPU и увеличивать качество проникновения разных услуг в нашу абонентскую базу», — отметил генеральный директор ПАО «ВымпелКом» Василь Лацанич.

ВымпелКом ожидает продолжения негативного воздействия на EBITDA (в объеме приблизительно 3 млрд руб. за 2018 финансовый год). Это произойдет из-за интеграции и затрат на ребрендинг магазинов Евросети. Также ВымпелКом ожидает давление на рентабельность базовой прибыли EBITDA вследствие интеграции и ребрендинга. При этом планируется сокращение затрат на альтернативные каналы продаж, что частично нивелирует это негативное воздействие.

После завершения интеграции ВымпелКом ожидает позитивное влияние на выручку и с 2019 года — на EBITDA за счет активизации продаж устройств и повышения эффективности каналов продаж.

Капитальные затраты оператора за вычетом затрат на лицензии увеличились на 69% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Они составили 13,3 млрд руб. Преимущественно это произошло в результате ускорения развертывания сети и интеграции магазинов Евросеть.

Мнение представителей ВымпелКома

ВымпелКом намерен продолжать инвестировать в развитие сети в целях создания высокотехнологичной и современной инфраструктуры, готовой к интеграции новых технологий.

«Радиосеть 4G будет приоритетом Билайн», — заявил Василь Лацанич.

Глава ВымпелКома заметил, что если раннее в приоритете у оператора была розница, то после процесса интеграции Евросети фокус сместится на развитие сетей. В ближайшей перспективе оператор планирует покрыть сетью LTE все регионы.

«Более половины общего объема дата-трафика проходит через сети LTE. Мы предполагаем, что в обозримом будущем эта цифра увеличится до 70-80%», — поделился прогнозами Василь Лацанич.

Глава ВымпелКома считает, что год к году LTE-трафик прирастает более чем на 70%. Также он отметил, что рост потребления LTE в расчете на абонента значительно увеличивается.

«II квартал был для нас удачным. Он показал, что наша последовательность, наши инвестиции в рост и наше выполнение планов, которые мы перед собой поставили по оздоровлению рынка и бизнеса в целом, работают», — резюмировал Василь Лацанич.

По предварительным расчетам компании, на исполнение «Закона Яровой» Вымпелкому потребуется около 6 млрд руб. в 2018 финансовом году.

Мнение экспертов

Вице-президент Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров (ГИФА) Богдан Зварич заметил, что если сравнивать результаты ВымпелКома с опубликованными ранее финансовыми показателями Tele2, то по динамике роста выручки первый оператор отстает. Однако по сравнению с общей отчетностью VEON (материнская компания оператора), отчетность ВымпелКома выглядит весьма неплохо.

Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын считает, что рост выручки ВымпелКома на 6% — очень хороший показатель для существующей экономической ситуации. Прежде всего, он отмечает, что падение выручки и ARPU в фиксированном сегменте отражает конкурентную ситуацию и фактическую ценовую конкуренцию.

Леонид Делицын также обращает внимание на оценку затрат ВымпелКома на реализацию закона Яровой. 6 млрд руб., по предварительной оценке, — это около 8-9% выручки оператора.

«Сумма, конечно, не смертельная для телекомов и для Билайн. Однако достаточная, чтобы укрепить вялый пессимизм фондового рынка», — добавил аналитик.

Положительные оценки

Валерий Безуглов, аналитик ИК «Фридом Финанс» оценил положительно результаты ВымпелКома.

«Компания Билайн зафиксировала свободный денежный поток на капитал на уровне $540 млн по итогам первого полугодия, что дает основания выполнить годовые цели менеджмента. Кроме того, телеком объявил промежуточные дивиденды по результатам полугодия в размере $0,12 на акцию против $0,11, объявленных в августе 2017 года, что подразумевает дивидендную доходность на уровне 3,9%, а дата закрытия реестра ожидается 14 августа. Не исключено, что совокупно по итогам 2018 года компания выплатит акционерам около $0,30. Это предполагает доходность на уровне 10% к текущей котировке в $3», — отметил он.

Аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин поддержал мнение коллеги.

«В России сохраняются сложные макроэкономические условия, и рынок долгое время находился в подвешенном состоянии. На этом фоне результаты ВымпелКома могут быть предвестниками хорошего сезона отчетности в отечественном телекоммуникационном секторе», — отметил Артем Михайлин.

Также он прогнозирует ускорение роста сервисной выручки в мобильном сегменте Билайн в следующем квартале.

«Основные тенденции этого отчетного периода также, скорее всего, сохранятся. Это снижение абонентской базы год к году, рост выручки от передачи данных и их использования. Также снижение голосового трафика, выручки от сервисов фиксированной связи, рост выручки розничных салонов. Интеграция салонов будет оказывать негативные эффекты до конца года. Но они могут снизиться уже в следующем квартале», — считает Артем Михайлин.

Фото: unsplash.