Электронные госуслуги: пользуются менее 70% россиян

Электронные госуслуги: пользуются менее 70% россиян

Задача, поставленная президентом РФ на 2018 год, по достижению 70% доли россиян, использующих госуслуги в электронной форме, под угрозой невыполнения.

Госуслуги

Об этом завила Счетная палата РФ (СП). В то же время окончательные данные за 2018 год еще не представлены. Эксперты считают, что отставание связано с рядом факторов, один из которых — недостаточная компьютерная грамотность населения.

В мае 2012 года Владимир Путин подписал указ о повышении проникновения электронных госуслуг. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Документ предполагал, что к 2018 году на электронные госуслуги должны перейти 70% населения.

Низкий уровень компьютерной грамотности населения

Однако СП РФ сделала вывод, что выполнение президентского указа на грани срыва. В качестве одной из основных причин ведомство назвало недостаточную компьютерную грамотность населения.

Аудиторы отмечают, что в период с 2015 по 2017 годы с одного до восьми выросло количество субъектов, в которых граждане не пользуются электронными госуслугами в должной мере. Также эксперты обнаружили, что 10 регионов, не выполнявших 70% показатель в течение нескольких лет, в 2017-2018 и вовсе не получили субсидии из федерального бюджета. Здесь встает вопрос обучения населения и эффективности распределения финансирования.

Напомним, эксплуатация и развитие инфраструктуры электронного правительства включает Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). За Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) отвечает АО «РТ Лабс». Это «дочка» ПАО «Ростелеком».

В конце декабря 2018 года генеральный директор «РТ Лабс» Михаил Бондаренко приводил некоторые цифры по использованию портала госуслуг.

«Сегодня более половины населения России являются пользователями портала госуслуг. Почти 84 млн граждан (по данным на 2018 год — население России составляет 146,9 млн. Значит, госуслугами пользуются 57% россиян — Прим. ред), — отмечал Михаил Бондаренко. — На портале доступно более 29 тыс. федеральных, региональных и муниципальных госуслуг. В среднем, количество посещений портала за 2018 год увеличилось на 50%. И составляет свыше 1,5 млн пользователей в сутки».

В Минкомсвязи не ответили на запросы журналистов. Пресс-служба Ростелекома также воздержалась от комментариев.

Проблемы с субсидированием

Аудиторы в своем заключении сделали акцент на недостатках, которые допустили в Минкомсвязи при предоставлении субсидий регионам. В частности, отмечает СП, речь идет о несвоевременной подготовке нормативных актов, длительном проведении конкурсного отбора. И поздних сроках заключения соглашений, перечисления субсидий субъектам РФ.

«Мы отмечаем недостаточную готовность министерства к предоставлению субсидий на начальном этапе. Проекты нормативно-правовых актов, определяющих порядок конкурсного отбора и предоставления субсидий в 2012-2013 гг., подготовили несвоевременно. В результате — это повлекло позднее проведение конкурсных процедур. И перечисление субсидий в конце года», — отметила заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова.

«Соглашения с субъектами РФ в 2014 году заключались Минкомсвязи в течение трех месяцев (с марта по июнь). В 2015 году — с несоблюдением установленного срока от 60 до 83 дней», — приводит пример СП.

Также аудиторы указали на ненадлежащий контроль Минкомсвязи за соблюдением регионами условий предоставления субсидий.

«Выездные проверки выполнения соглашений 2012-2014 гг. министерством не проводились. Экспертные заключения по результатам проверки итоговой отчетности регионов за 2017 год не оформлены. Выездные проверки в 2018 году не завершены. Акты по результатам проверок 2018 года отсутствуют», — констатировала Вера Чистова.

Ведомство направило информационные письма в правительство РФ и Минкомсвязи. Далее отчет получат Совет Федерации и Госдума.

Фото: Twitter.