Зарубежные компании покупают облачные услуги в РФ

Зарубежные компании покупают облачные услуги в РФ
Подпишись на новости:
Facebook
Facebook

В прошлом году зарубежные компании начали активно закупать облачные услуги в РФ, у российских облачных провайдеров. В основном это необходимо для выполнения требований российского законодательства. Стоит отметить, что на мировом рынке облаков Россия занимает меньше 1%.

Облачные услуги в РФ

По предварительной оценке iKS-Consulting, за 2018 год российский рынок облачных услуг вырос на 25% по сравнению с 2017 годом. И достиг 68,4 млрд руб. Основной объем рынка — до 70% — приходился на сегмент Software as a Service. SaaS — программное обеспечение, которое работает в облаке, пользователи получают к нему доступ через интернет. По прогнозам экспертов iKS-Consulting, в ближайшие годы этот рынок будет продолжать расти в среднем на 23% в год. Тогда по итогам 2022 года он может достичь 155 млрд руб.

Аналитики отмечают, что Россия стала экспортером облачных услуг. Доля иностранных клиентов в выручке отечественных облачных провайдеров составляет 5,1%. Или 2,4 млрд руб. в сегменте SaaS. В выручке сегмента Infrastructure as a Service на зарубежных заказчиков приходилось 2,2%, или 380 млн руб. IaaS — серверы, хранилища данных, сети, операционные системы в облаке. Их клиенты используют для разворачивания и запуска собственных программных решений.

Иностранные потребители российских облачных услуг

«Иностранные компании, которые неохотно соглашаются переносить данные, теперь постепенно будут склонять к сотрудничеству. И мощности Ростелекома с долей рынка в 30% придутся как нельзя кстати. И государственные надзорные органы могут оказать на иностранные компании такое давление в нужный момент. А на примере крупных компаний типа Facebook и Twitter это будет сигнал для более мелких и средних компаний. Тот же LinkedIn до сих пор кусает локти и ищет пути возврата в Россию», — Ярослав Дубовиков, CEO Объединенная телекоммуникационная корпорация (оператор связи ОТК).

Директор по развитию iKS-Consulting Дмитрий Горкавенко рассказал, что часть зарубежных компаний активно интересуются облачными услугами российских провайдеров из-за необходимости хранить данные в России.

«Если у компании нет желания или возможности физически размещать стойку с оборудованием для хранения в российском дата-центре, она может купить услугу хранения в облаке у одного из местных облачных провайдеров», — указал Горкавенко.

Также у зарубежных клиентов пользуются спросом облачное программное обеспечение бухгалтерского учета и виртуальные автоматические телефонные станции.

«Среди зарубежных заказчиков есть и видеосервисы. YouTube (принадлежит Google) или Netflix выгодно иметь на территории России CDN-ресурсы (Content Delivery Network). Это сетевая инфраструктура, позволяющая оптимизировать доставку и дистрибуцию контента.

Если где-то в России кто-то смотрит популярный видеоролик на YouTube, сервису выгодно хранить его в кэше на сервере, расположенном на территории страны. В таком случае, когда следующий пользователь отсюда захочет посмотреть это видео, его можно будет загрузить с местного сервера. Что сэкономит YouTube время и средства на доставку контента», — пояснил Дмитрий Горкавенко.

Представители отрасли в целом согласны с выводами аналитиков. Директор по развитию бизнеса направления «облачные сервисы» ИТ-компании КРОК Максим Березин считает, что в 2018 году у его фирмы появилось несколько новых клиентов. Это международные разработчики ПО, несколько ритейлеров и крупный логистический оператор. А также компания DHL: КРОК создала облачную инфраструктуру для онлайн-касс DHL Express, которыми пользуются курьеры при приеме и доставке грузов.

«Зарубежные клиенты используют облако при открытии представительства в России. В условиях ограниченности или отсутствия ИТ-штата требуется быстро запустить инфраструктуру в соответствии с требованиями регулятора. Еще одна причина — стратегия глобальных штаб-квартир по переходу к облачным услугам. Когда в странах присутствия необходим локальный облачный провайдер», — отметил Березин.

Зарубежные облачные решения в России

Также на рынке стали появляться иностранные облачные услуги в РФ. В качестве примера Горкавенко привел Google Cloud (облачная «дочка» компании), которая увеличивает свое присутствие в России и готовится создать здесь «что-то вроде представительства».

Гендиректор компании DataLine Юрия Самойлова отметила, что кроме Google в России наращивают присутствие китайские провайдеры. Например Alibaba и Huawei.

«Huawei оказывает свои услуги, используя российские дата-центры и в партнерстве с местными компаниями. В случае с Google данных о том, что они начали использовать мощности в российских ЦОДах, нет. Alibaba только готовится выйти на российский рынок»,  — отметил Дмитрий Горкавенко.

Представитель AliExpress в России (группа Alibaba) не стал комментировать возможность выхода в Россию облачного подразделения китайской группы. Google также отказался от комментариев.

Россия на мировом рынке облаков

На мировой арене облачных услуг в 2018 году на долю России приходилось 0,9%. Эксперты считают, что при самом оптимистичном сценарии к 2023 году показатель может достичь 3%.​

Юрий Самойлов выделяет несколько факторов, которые мешают увеличению доли России на мировом рынке.

«Это общая позиция органов государственной власти, связанная с ориентацией вовнутрь. С подъемом уровня регулирования интернета (увеличение количества оснований для блокировки ресурсов, разработка так называемого законопроекта о суверенном Рунете и т.д.). Кроме того, у иностранных компаний достаточно своих облачных провайдеров. Российские компании не имеют каких-то серьезных конкурентных преимуществ по сравнению с лидерами рынка — Amazon и Microsoft».

По мнению управляющего директора Selectel Максима Семенихина, у отечественного рынка облаков есть потенциал роста. Однако для этого России на мировом рынке требуется государственное стимулирование российских провайдеров облаков и дата-центров.

«В первую очередь, в части снижения обременений, сборов и оптовых цен на электричество. Они напрямую влияют на себестоимость. Никакой магии здесь нет. Низкая себестоимость — высокая конкурентоспособность на глобальном рынке и возможность роста доли России», — сказал Семенихин.

Руководитель отдела маркетинга Манго Телеком Андрей Козловский отмечает, что отечественные игроки смогут конкурировать с зарубежными за счет самого продукта. Т. к. он более выигрышный по стоимости его создания в России и импорта за рубеж.

«Но этот фактор постепенно будет нивелироваться. Крупные иностранные производители облачных решений активно открывают разработку в СНГ. То есть конкурируют с нами за таланты», — сказал Козловский.

Облачные услуги в РФ: развитие рынка

Осенью прошлого года комитет Российского союза промышленников и предпринимателей по цифровой экономике принял комплекс мер, которые будут способствовать росту российского рынка услуг дата-центров и облачных сервисов. И повышению их экспортного потенциала. Тогда комитет предложил создать виртуальную особую экономическую зону. Это специальный режим регулирования для индустрии дата-центров и облачных сервисов, где были бы устранены административные барьеры.

Также игроки рынка предлагали:

  • Отменить валютный контроль при экспорте ИТ-услуг.
  • Внедрить безбумажный документооборот с контролирующими ведомствами.
  • Освободить от уплаты НДС услуги по хранению и обработке данных, предоставляемых иностранным организациям и физлицам.
  • Сократить количество документов, необходимых при экспорте ИТ​-услуг.

В Ростелекоме рассказали, что сейчас предложения комитета находятся на этапе согласования в различных ведомствах. В правительстве еще обсуждают облачные услуги в РФ. И поправки должны внести до конца первого квартала 2019 года.

Фото: Firestock.

Подпишись на новости:
Facebook
Facebook