Минцифры хочет увеличить хранение сведений о подменных номерах

Минцифры хочет увеличить хранение сведений о подменных номерах

В Минцифры предлагают увеличить с 6 месяцев до года хранение сведений о звонках с подменных номеров. Чтобы заблокировать такие звонки, операторы должны будут подключиться к системе Роскомнадзора и передавать туда информацию. Отвечать за хранение предположительно будет ведомство. Операторы опасаются дополнительных затрат на установку оборудования для подключения к системе.

Хранение сведений о подменных номерах

Проект постановления правительства, утверждающий требования к системе Роскомнадзора по контролю блокировки операторами звонков с подменой номера, доработали в Минцифре.

Документ увеличивает сроки хранения данных о вызовах с подменных номеров с шести месяцев до года.

29 июля после общественного обсуждения обновленную версию постановления опубликовали на regulation.gov.ru. Он должен вступить в силу с 2023 года и действовать шесть лет.

Согласно поправкам к закону «О связи», принятым 2 июля 2021 года, операторы обязаны блокировать вызовы и СМС-сообщения из-за рубежа с подменных номеров. Для этого операторы должны подключиться к созданной Роскомнадзором системе и передавать в нее необходимую информацию. За невыполнение требования предусмотрены штрафы до 1 млн руб.

Проект постановления предполагает, что оператором системы станет подведомственное Роскомнадзору ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ). Доступ к ней будут иметь Минцифры, Роскомнадзор, операторы связи и правоохранительные оперативные органы. Система будет в круглосуточном режиме проверять полученную информацию на предмет нарушения закона. На сетях связи операторов будут расположены узлы верификации звонков, которые будет эксплуатировать ГРЧЦ.

Эксперты отмечают, что в новой редакции проекта не ясно, кто будет отвечать за хранение информации об итогах верификации. Соответственно, не понятно, понесут ли операторы дополнительную финансовую нагрузку для исполнения требований правительства.

В Минцифры пояснили, что система состоит из центрального узла, узлов верификации и узлов взаимодействия, которые создает ГРЧЦ.

«Центральный узел и узлы взаимодействия обслуживаются им же, а узлы верификации подключаются непосредственно к операторам связи, соответственно, строят и эксплуатируют их они, а ГРЧЦ будет обслуживать их удаленно. Каналы связи между узлами системы обеспечивает Роскомнадзор, ведомство также хранит информацию о соединениях».

Увеличение срока хранения данных необходимо для поиска источника мошеннических звонков, уточнили в министерстве.

Мнение операторов связи

В МегаФоне считают, что это приведет к дополнительным затратам операторов.

В Tele2 согласились с коллегами: «Хранение сигнального трафика планировалось организовать на стороне операторов. На очных заседаниях шла речь об уменьшении сроков хранения трафика с шести до трех месяцев, их увеличение до года не обсуждалось».

Также оператор отмечает, что при качественной настройке системы сроки наоборот можно сократить.

Новые требования Минцифры вносят значительные изменения в систему оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ), которую операторы сейчас должны устанавливать по закону.

«Их реализация потребует от операторов переписывания софта для СОРМ-3, а также получения новых сертификатов на оборудование», — считает президент ассоциации «Макател» Алексей Амелькин.

Также телекому придется нарастить мощности для хранения таких объемов данных. Это может вылиться операторам в ощутимые суммы, добавил он.

Фото: Firestock.