Российский рынок MVNO показал рост

Российский рынок MVNO показал рост

По оценке J’son & Partners Consulting, в 2018 году российский рынок MVNO вырос как минимум на 20%. Эксперты считают, что ключевое событие, которое повлияет на рост рынка MVNO в 2019 году — решение Tele2 (ООО «Т2 Мобайл») стать «MVNO-фабрикой». При этом аналитики не исключают, что в скором времени новые заметные MVNO-проекты появятся у крупных промышленных, транспортных и страховых компаний.

Российский рынок MVNO: лидеры

Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова со ссылкой на данные «ТМТ Консалтинг» отмечает, что по итогам 2018 года основу рынка MVNO формируют три игрока: Yota, Ростелеком и МГТС. При этом на Yota, по оценкам «ТМТ Консалтинг», приходится две трети всех абонентов.

Директор направления «Смартфон» оператора Yota Артемий Пономарев подтвердил намерения компании занимать лидирующую позицию.

«Для этого мы продолжим активно наращивать клиентскую базу, расширять региональный охват. Запустим новые точки продаж», — рассказал он.

У Ростелекома количество абонентов по итогам III квартала 2018 года достигло 1,1 млн. Показатель увеличился на 58% по отношению к аналогичному периоду прошлого года (0,7 млн). Ранее пресс-служба Ростелекома сообщала, что проект MVNO занял неплохие позиции не только в сегменте B2C, но и на B2B-рынке.

Директор департамента маркетинга и развития продуктов МГТС Наталия Бижанова рассказала, что к концу 2018 года количество абонентов виртуальной мобильной связи приблизилось к 0,5 млн. За год их число увеличилось более чем в 1,5 раза.

«Услугами мобильной связи МГТС пользуются около 30% всех ШПД-абонентов компании (в Москве и МО — Прим. ред). Наши доходы от мобильного бизнеса по доле уже почти равны доходам от ЦТВ (цифрового телевидения). Осенью 2018 они достигли 1 млрд руб. Рост за год составил 30%», — обозначила результаты МГТС Наталия Бижанова.

Банковские проекты виртуальных операторов

Банковские MVNO-проекты Сбербанка (ООО Сбербанк-Телеком, СберМобайл) и АО Тинькофф Банк (Тинькоф Мобайл) вышли на рынок в 2018 году. Поэтому в настоящее время на них приходится только лишь 3% рынка.

В конце июля 2018 года Тинькофф Мобайл начал региональную экспансию. Оператор начал оказывать услуги не только в Москве и Петербурге, но и в Краснодарском крае, Волгоградской области, республиках Адыгея и Марий Эл. Летом минувшего года представитель компании говорил, что к концу 2018 Тинькофф Мобайл планировал начать работу в более чем 60 регионах России.

«В декабре 2018 Тинькофф Мобайл отметил свой первый день рождения. В начале прошлого года мы были только в четырех регионах России. Сейчас — уже в 43. Наши клиенты могут пользоваться связью в любой точке мира, даже в Антарктиде. При этом в 240 странах абоненты могут подключиться к LTE-роумингу, который дает возможность пользоваться мобильным интернетом за границей на 4G-скоростях», — сообщила пресс-служба Тинькофф Мобайл.

«В 2019 мы планируем увеличить количество регионов присутствия бренда, нарастить абонентскую базу. И расширить сеть дистрибуции», — говорят представители пресс-службы Тинькофф Мобайл.

Оператор Сбербанка — СберМобайл уже присутствует в 15 российских регионах. Это Москва и МО, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Воронежская, Костромская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Белгородская, Калужская, Брянская и Тульская области.

«В 2019 компания планирует продолжить расширять географию присутствия проекта на территории страны. В будущем мы хотим предложить нашим клиентам кешбэк, комфортные тарифы на звонки по всей стране и возможность звонков по Wi-Fi. Планируем развиваться в направлении B2B», — рассказала пресс-служба Сбербанка.

Материнские компании для MVNO

Сейчас у Tele2 больше всех на рынке запущенных MVNO-проектов.

«База наших виртуальных операторов превышает 1,4 млн клиентов. Почти все MVNO, которые работают с нами, берут от Tele2 только сеть. Остальное у этих компаний свое».

В декабре 2017 Tele2 запустила свою платформу. Она позволяет подключать клиентов, которые не обладают инфраструктурой, но хотят стать операторами связи.

«В 2018 мы подключили пару виртуальных операторов. Мощностей платформы хватит, чтобы ежегодно запускать десятки новых MVNO. Tele2 — единственная «MVNO-фабрика», и мы продолжаем активно развивать это направление. Ведем переговоры о заключении новых партнерств», — заявил представитель пресс-службы Tele2.

Другой оператор «большой четверки» — Билайн, наоборот, не спешит с развитием MVNO-проектов. В пресс-службе компании ответили, что в ближайшее время выходить на российский рынок MVNO не собираются.

«Мы пока не видим кейсов, которые могли бы предложить что-то уникальное», — отметил представитель Билайна.

MVNO в России

Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова отмечает, что к концу 2018 у всех MVNO насчитывается 7 млн абонентов.

«Для банков российский рынок MVNO — еще один подход к укреплению лояльности и монетизации клиентской базы. У проекта Сбербанка есть потенциал занять лидирующую позицию при текущей клиентской базе (около 100 млн клиентов). И конверсии клиентов в абоненты на уровне хотя бы 10% в течение нескольких лет. Особенности СберМобайл — бесплатный базовый тариф 50 минут. Плюс 500 Мбайт трафика и дополнительные объемы трафика по привлекательным ценам.

Особенность Тинькофф Мобайл заключается в привлекательных тарифах на международный роуминг. Цены на связь и интернет сопоставимы с традиционными операторами. Поэтому главным конкурентным преимуществом данных проектов должны стать программы лояльности, которые успешно внедряют обе компании. В первую очередь, в ближайшее время в сегменте физлиц возрастет роль банковских проектов, на которые сейчас приходится лишь 3% рынка», — указала она.

По прогнозам эксперта, к 2022 доля MVNO в России вырастет примерно в семь раз.

«Ключевое событие, которое может повлиять на рост рынка, — решение Tele2 стать «фабрикой MVNO». Tele2 сдает в аренду собственную радиосеть 15 операторам связи в России. На потенциал рынка также влияет развитие проектов в области B2B и B2G, M2M, а также IoT. Скорее всего, в ближайшие годы топ-3 операторов не изменится. Даже если на рынке появятся иностранные конкуренты», — считает Анастасия Соснова.

10 млн абонентов

По оценке J’son & Partners Consulting, в конце 2018 рынок MVNO приблизился к отметке 10 млн абонентов.

«Банковские MVNO в основном были заняты региональной экспансией и привлечением абонентов. Каких-то революционных сервисов, способных привлечь массу новых клиентов, они пока не внедрили. Возможно, все еще впереди. В целом прогноз на 2019 умеренно-оптимистичный. В 2018 рынок MVNO вырос как минимум на 20%.

Существенный прирост произойдет во многом благодаря автомобилям, которые продолжат подключать в рамках госпроекта экстренного реагирования при ДТП ЭРА-ГЛОНАСС — около 1,5 млн новых подключений», — заявил руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталий Солонин.

Российский рынок MVNO

«Как минимум такие операторы (MVNO — прим. ред.) смогут предложить своим клиентам мобильную связь на выгодных условиях с использованием различных маркетинговых инструментов. Основной упор будет сделан на удержании клиентов и стимулирование потребления основных продуктов. Вряд ли сотовая связь будет генерировать существенную прибыль для банков. Это непрофильный для них вид бизнеса. Который несмотря на то, что банкам не нужно строить свои базовые станции и платить за радиочастоты, все же требует определенных затрат.

Мы не исключаем появления в 2019 новых заметных MVNO-проектов, в том числе в новых отраслях. Это могут быть, например, страховые компании, которые развивают проекты в области «умного» страхования. Или каршеринговые компании. Есть интерес к бизнес-модели MVNO со стороны крупных промышленных и транспортных компаний-монополистов, Газпрома, РЖД. Но они могут «раскачиваться» годами, сложно сказать, когда такие проекты могут выстрелить. В целом, сегмент «интернета вещей» имеет огромный потенциал. И компании, которые на него выходят с коробочными решениями, являются потенциальными кандидатами в виртуальные операторы», — сказал Виталий Солонин.

Топ-5 MVNO России

Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицин оценивает российский рынок MVNO в 7,2 млн абонентов. По его мнению, они приносят 2,6% выручки от всего рынка мобильной связи.

«Сейчас топ-5 MVNO-операторов выглядит так: Yota, Ростелеком, МГТС, СберМобайл, Тинькофф Мобайл, ТТК. Yota — 4,5 млн абонентов, Ростелеком — 1,1 млн, МГТС — 450 тыс., Сбербанк — 200 тыс., Тинькофф Мобайл — 200 тыс. Я считаю, что через год после запуска СберМобайл наберет от 200 до 400 тыс. абонентов в ЦФО. А по всей России — до 1 млн абонентов при условии активного маркетинга. Сопоставимого хотя бы отчасти с кампаниями традиционных операторов. Таких же результатов по абонентской базе может достичь и Тинькофф Мобайл», — сказал Леонид Делицин.

Также он считает, что в скором времени MVNO будут запускать и другие организации, у которых уже есть большая и лояльная клиентская база. Они смогут сделать своим абонентам выгодные предложения согласно специфике.

«Газпром и другие нефтяные компании вполне могут предоставлять своим сотрудникам связь в рамках собственных MVNO. Но российский рынок MVNO конкурентный, у этих компаний преимуществ перед сотовыми операторами нет. А рынок в целом вырастет на 15-20% по количеству абонентов. И по выручке», — прогнозирует Леонид Делицин.

Фото: rawpixel, Unsplash.